WRC «Монте Карло Ралли-2022»: Перехитрить мастера!
23.01.2022
Что было вполне ожидаемо, теперь их осталось только двое! За вершину подиума «Монте Карло Ралли-2022» сражаются только два «Сэба». И свою роль в этом противостоянии все же сыграли гололедица со снегом, а также молниеносная реакция одного из них. Но не на трассе, а перед стартом решающего СУ!
Как и предыдущие два дня, субботнее утро вновь встретило участников «Монте Карло Ралли-2022» отнюдь не по-зимнему приветливым солнцем, которое быстро разогнало утренний мороз. По крайней мере, в долинах. Тем не менее, на радость многих болельщиков, да и наверняка многих из участников, в этот день им все же довелось отведать настоящего фирменного меню, которое присуще исключительно этой гонке.
Заснеженный отрезок трассы длинной всего около 4 км, при этом «обрамленный» абсолютно сухими подъемом и спуском, стал ключевым.
Примечательно, что с осени до весны эта дорога закрыта для трафика как раз по причине ее небезопасности в зимнее время, и открывается она исключительно для участников «Монте Карло Ралли».
Равно как свою роль сыграла классическая и присущая только этой гонке головоломка-лотерея с выбором покрышек. Но и она в этот раз вышла на некий новый уровень! Как обычно – обо всем по порядку.
Дуэль продолжается!
После первых двух дней «Монте Карло Ралли-2022» лидерство захватил 9-кратный Чемпион Мира Себастьян Лёб. И это после почти полуторагодвалого перерыва в выступлениях на дорожках WRC. Более того, в свои 47, он стал самым возрастным в истории пилотом, лидирующим на этапе Чемпионата Мира по ралли.
Воистину, мастерство не про… никуда не девается! По крайней мере, у таких супер-звезд как он!
Преимущество Лёба над тем, кто сменил его на раллийном троне, завоевав всего на один титул меньше, составляло лишь 9,9 секунд. А в субботу их ждали почти 92 «боевых» километра из трех «допов». Причем третий из них являлся вторым по знаменитости отрезком этой гонки после «Кол де Турини». Речь идет о «Систероне», пусть и назывался он в этот раз по другому и проходился в несколько сокращенном варианте.
Тем не менее, именно его почти 21 километра, 4 из которых были покрыты снегом и льдом, возможно, решили исход этой гонки!
Но, прежде чем доехать до него, поутру экипажи ждали два других «допа», первый из которых проходился лишь один раз за день, а второй никто из участников, включая Лёба, не видел ранее!
При этом на середине дня экипажи ждала лишь замена колес и никакого сервиса!
А с учетом того самого заснеженного отрезка, наконец-то, на третий день «Монте Карло Ралли-2022», перед пилотами встал тот самый настоящий выбор покрышек, присущий только этой гонке. При этом Лёбу все же не пришлось оказаться в роли открывающего, что довелось делать Ожье в два первых дня.
Благодаря реверсивному порядку старта два «Сэба» оказалось фактически в равных условиях, идя 9-м и 10-м. А вот кому было не позавидовать, так это двум «юнцам» в лице Оливера Сольберга и Калле Рованперы – именно им пришлось в этот день выполнять роль «первооткрывателей». Но о них позже.
На первый круг Ожье «вооружился» тремя «софтами», одним «супер-софтом» и двумя шипованными колесами в «багажнике».
Лёб же взял всех по паре. И этот его выбор его по сути стал первым роковым шагом!
Уже на финише утреннего СУ опытный француз пожаловался, что на сухом и довольно абразивном асфальте он попросту перегрел самые мягкие из «сликов», что привело к потере времени. Причем интересно, что эти колеса были обуты не по осям, а «крест на крест»!
Лёб финиширует лишь 7-м в 7,3 секундах от лучшего времени, которое показывает не Ожье, а Элфин Эванс. Но, главное, мэтр уступает более трех секунд своему главному сопернику. При этом Ожье оказывается только третьим, уступив своему юному напарнику почти 4 секунды.
Секрет скорости Элфина отчасти крылся в том, что как раз он ехал на самых твердых для этой гонки «сликах», везя «про запас» два колеса с шипами.
Следующий «доп» оказался таким же сухим и он остается за Ожье, тогда как Лёб уже попросту и не мог физически поддерживать высокий темп.
«Сэб-1» показывает 4-е время, уступая своему тёзке-визави 6,5 секунд. Тем самым, они сравниваются и после 1 часа 41 минуты на пределе, идут ноздря в ноздрю с точностью до десятых долей секунды!
И вот тут наступает второй «момент истины». А именно первый проезд по тому самому «Систерону».
Снежных дел мастер
Судя по всему, оба дуэлянта одели свои «шипы» крест на крест – по крайней мере, так сто-%-но была обута «Форд Пума» Лёба. На финише этого СУ он сказал, что с такой «резиной» ему было непросто держать ровно машину даже на сухих отрезках, не говоря уже о заснеженном и временами обледенелом перевале.
Не удивительно, что 9-кратный Чемпион Мира по ралли и тут показывает только 4-е время, тогда как лучшим на нем становится как раз Ожье.
Несмотря на один нервный момент, где он был очень близок к обрыву, Себастьян-2 опережает своего главного соперника на 5,4 секунды и с таким же перевесом выходит и в единоличные лидеры «Монте Карло-2022».
Не успели они финишировать, а впереди всех ждал новый момент выбора покрышек на оставшиеся два СУ, включая второе прохождение по «Систерону», которое и стало решающим.
В этот раз Лёб берет четыре «слика», причем «софт», а не «супер-софт», и два шипованных колеса, тогда как Ожье запасается «снежными» без шипов.
На повторном прохождении сухого «допа» два Себастьяна пусть и на доли секунды, но неожиданно уступают Калле Рованпере, явно взвинтившего темп на третий день гонки. Лёб уступает 21-летнему пилоту лишь 0,2 секунды, а Ожье – 0,6.
И вот тут Себастьян-2 вновь показывает то, что он в свое время как следует выучил все уроки своего на тот момент еще напарника.
Ожье уже было обул свой «Ярис» в микст из зимних колес и «сликов», однако он замечает, что Лёб остался на летней резине. И за мгновения до старта Себастьян-2 со своим новым штурманом Бенджамином Вэйла успевают последовать примеру «старого лиса»! Да, на заснеженном участке им обоим довелось непросто.
Но на сухих подъеме и спуске, да и не снегу тоже, Ожье наносит настоящий, возможно, решающий, удар!
Хотя он показывает 2-е время, главное, «Сэб-2» опережает разом на 16 секунд свого визави, показавшего только 5-е время. Тем самым, Ожье доводит свое преимущество над Лёбом до 21,1 секунды, которые стали самым большим разрывом в этой паре за всю гонку!
На финише же Лёбу ничего не оставалось, как только немного саркастично посмеяться, сказав: «…ну что – мы попытались. Но он увидел, что мы остались на «сликах» и все-таки успел сделать тоже самое!» Что тут сказать – ученик превзошел старого мастера, который в реалии никогда не собирался становится его учителем!...
Однако в заключительный день «Монте Карло Ралли-2022» эту «сладкую парочку», равно как и всех остальных, ждет отнюдь не воскресная прогулка. Им предстоит пройти еще четыре СУ и более 60 «боевых» километров. Так что говорить о завершении этого столь желанного многими болельщиками противостояния пока что рановато. Чего не скажешь о ситуации, сложившейся по финишу субботы позади двух дуэлянтов.
Тише едешь дальше будешь?!
Шутки шутками, но в отличие от кольцевых видов гонок, особенно спринтерских, эта поговорка зачастую более чем актуальна для раллийной дисциплины. И «Монте Карло Ралли-2022» как никакое другое более чем наглядно это продемонстрировало! К примеру, после двух ночных «допов» в четверг Адриен Формо говорил о том, что уже уверен в своих силах.
Но не успел он стартовать в пятницу утром, как первый же дневной СУ закончился для француза впечатляющей аварией – к счастью обошедшейся без травм.
Контрастно ему, другой пилот «Форда» Крэйг Брин всю пятницу твердил о том, что едет не более чем на 70% от своих возможностей, привыкая машине.
Тем не менее, ирландец закончил второй день «Монте Карло Ралли-2022» шестым, в одной минуте от лидера.
И начал субботу также аккуратно, с 6-го и 5-го времен.
Но уже на первом «Систероне», выбрав тот же набор покрышек, что и Лёб, Крэйг становится 3-м, всего в 5 секундах от победившего тут Ожье. После этого он 4-й и пусть и в 20 секундах от лучшего, но снова 3-й на втором «Систероне».
Таким образом, начав его шестым, Брин заканчивает предпоследний день гонки третьим, в полутора минутах от лидера. Как же так? Да все просто! «Траблы» начались у тех, кто как раз пытался угнаться за двумя «Сэбами». И в первую очередь это касалось Элфина Эванса.
Пятницу №2 «Тойоты» закончил третьим, в 22 секундах от Лёба и всего с 12 от своего несравнимо более именитого напарника.
Поутру Эванс выигрывает первый же субботний СУ, после чего показывает 2-е время на следующем, уступая всего 1,1 секунды Ожье.
Тем самым, Эванс уже находился в 9 секундах от двух только что сравнявшихся между собой «Сэбов». Но, увы.
На первом же «Систероне», уже пройдя его заснеженную часть, дважды вице-Чемпион вылетает, как раз на сухом спуске.
К счастью, его «Ярис» не скатился вниз, а застрял в довольно пикантном положении.
Машина буквально зависла над следующим отрезком «тещиного языка», где другие участники ехали практически прямо под висящей «Тойотой». С учетом такой опасной ситуации, руководство гонки дало возможность проехать Лёбу, после чего выбросило красный флаг на этом СУ.
Вместе с этим изрядно облегчилась судьба остальных добрых пяти десятков экипажей из младших классов, которым не довелось проходить испытание заснеженным «Систероном» при первом его проезде.
Самое интересное, что машину Эванса в итоге смогли вытащить и он продолжил гонку, показав 6-е время на втором «Систероне».
Однако теперь вместо 3-го места Элфин идет только 26-м, уступая лидеру 20, но не секунд, а минут!… Совсем по другому дела складывались у еще одного пилота «Тойоты» - Калле Рованперы.
Кто-то прогрессирует…
Накануне совсем еще юный 21-летний финн так же как и Брин попросту «осторожничал», показывая оба дня один из последних времен среди пилотов на новых машинах «Ралли1». После пятницы Рованпера и вовсе шел только 9-м, уже уступая более двух минут лидеру.
Тем не менее, за эти два дня Калле явно обрел уверенность и не наносную, а вполне реальную!
На первом же субботнем СУ он 2-й, всего в 0,7 секундах от Эванса, затем 3-й и наконец 2-й на первом «Систероне». Причем на этом коварном «допе» Рованпера уступил лишь 4,5 секунды Ожье, являющемуся не 8-кратным Чемпион Мира, но и аналогичное количество раз победителю «Монте Карло Ралли». Более того, в отличие от двух «Сэбов», Рованепера ехал на двух «сликах» и двух зимних колесах без шипов!
На середине дня Калле все еще уступал лидеру 2-минуты, но уже смог подняться с 9-го на 5-е место. А за этим следует победа на «сухом» СУ, а потом и закрепление этого успеха с лучшим временем на втором «Систероне»! Причем в этот раз Рованпера, как и Лёб, ехал на летних «сликах»!
Пусть на обоих повторных проездах Калле снял с утренних лучших времен всего по паре секунд. Нельзя забывать, что позади него остались отчаянно борющиеся между собой два «мистера Монте Карло», у которых на пару не только 16 чемпионских титулов, но и15 побед на этой гонке!...
Субботу Рованпера закончил четвертым, поднявшись на 5 позиций, что стало самым большим прогрессом дня. Он отстает от Ожье на 2 минуты. А это означает, что за субботу пусть и совсем немного – порядка 10 секунд, - но Калле отыграл у двух дуэлирующих между собой «Сэбов»!…
Не столь впечатляющим, но все же с прогрессом день закончил и впервые победивший накануне на СУ Гас Гринсмит.
Самое интересно, что в реалии британец в субботу не только не блистал скоростью, а, напротив, на его «Форде» возникло немало проблем.
Его двигатель «троил» почти весь день, да и прокол на втором СУ не способствовал отыгрышу. Гас успел «отметиться» 5-м временем при первом прохождении «Систерона».
Гринсмит закончил день с двумя 7-ми показателями на 5-м месте, но в 6,5 минутах от лидера. Ну а там, где есть прогресс, естественно будет и регресс. Но в случае с двумя пилотами «Хюндай» в пору было говорить о каком-то тотальном невезении.
… а кто-то наоборот!
Тьерри Нёвилль и Отт Танак после двух дней хоть и мучаемые постоянными мелкими техническими «траблами», но все же находились на совсем неплохих 4-м и 5-м местах соответственно. Однако эту субботу оба явно захотят поскорее забыть, как и всю эту гонку. Мало того, что в отличие от всех остальных, стремясь сэкономить 23 кг веса, Танак взял только одну запаску, он пробивает колесо на первом же утреннем СУ, опускаясь на 8-е место.
А впереди до замены колес было еще два «допа» и добром то не могло закончится.
На первом «Систероне» сначала Отт получает медленный прокол, потом идя на «летней» резине, поскальзывается, упирается в земляной «бэнкинг», повреждая радиатор.
Танак смог закончить этот СУ, но оставшись на трех колесах и с текущим радиатором сходит на дорожном переезде. А у его напарника дела обстояли хоть и лучше, но не намного.
Нёвиллль снова не щадил маркетологов корейской марки, на финишах говоря о том машина почти не управляема и ему страшно! По заверениям пилота, весь день ее тянуло в одну сторону! (Возможно на лево?)))
Однако Тьерри было не до шуток, и после неплохого 4-го утреннего времени, дальше его «i20» «покатился» в другую сторону.
На первом «Систероне», где он шел на летних «сликах», Невилль теряет 40 секунд, а уже на следующем СУ у него не только «летит» передний правый амортизатор, но он еще и пробивает капот! Каким то чужом, хотя и потеряв почти 4 минуты, бельгиец финиширует, а потом ему удается второе чудо - ремонт подвески!
Еще один «доп» она выдержала, однако к концу последнего проблема возвращается, стоя Тьерри еще 2 минуты… Тем не менее, с настоящего «падежа» других, бельгиец хоть и проигрывает лидеру почти 8 минут, в реалии за день потерял только два места, оказавшись 6-м. Другим везло меньше.
Шедший позади него Такамото Катсута хоть и не без пары разворотов утром, все же смог пройти первый «Систерон».
Однако на втором японец поскальзывается, после чего его «Ярис» прочно засел «брюхом» в совершенно неглубоком, но коварном дренаже.
Зрителям довелось изрядно попотеть, ведь машины «Ралли1» изрядно поправились веся теперь под 1300 кг. Отчаянные французские болельщики все же смогли вызволить «Ярис» из этого плена, однако на этом было потеряно порядка 20 минут!...
Еще менее бесславно суббота прошла для Оливера Сольберга. Для начала второй день подряд он жаловался на таинственный дым в его машине! Судя по всему, у «Хюндая» действительно большие проблемы….
Более того, именно Сольбергу довелось открывать день, что не могло не привести к вылету. Но кто мог подумать, что произойдет это не на коварном льду «Систерона», а уже на втором, совершенно сухом СУ!
К счастью, на этом инциденте машина практически не пострадала, и он даже смог продолжить гонку.
Более того, после этого теперь уже на «безмордом» «i20» Сольберг показывает не столь плохие времена, включая 7-е, а потом и вовсе 4-е на «Систеронах».
Однако на его эвакуацию ушло пол часа, которые опустили молодого норвежца к шестому десятку времен! Самое интересное, что неприятности преследовали не просто пилотов младшего зачета WRC2, а всю его топ-3-ку!
Свои «американские горки»
Захвативший было на последнем пятничном СУ лидерство Стэфан Лефебре, с самого утра продолжил отчаянно бороться с Андреасом Миккелсеном. После первого субботнего СУ «расстояние» между ними измерялось лишь 0,2 секундами! Правда, с одной оговоркой.
За то, что накануне «разведчики» сразу нескольких участников, включая и Лефебра, перестарались в своих действиях и прошли под финиш уже начавшегося СУ, всем их «подопечных» были приписаны немалые 30-минутные штрафы. Именно «тридцати»!
Так что «атаки» Стэфана носили не более чем номинальный характер. И, он тоже перестарался!
Уже на втором СУ француз ошибается, серьезно разбивая свой «Ситроен», оторвав заднее правое колесо. Но это было только начало злоключений лидеров этого зачета!
Почти весь день Миккельсен думал, что находится в городом одиночестве, так как у ближайшего из его преследователей Йохана Россела тоже было почти 6-минутное пенальти за опоздание после «Сервиса».
Тем не менее, ближе к концу дня оно было признано ошибкой и снято!
Таким образом, оказалось, что другой француз плотно «висит» на заднем бампере «Шкоды» норвежца, уступая ему около 20секунд. И это несмотря на прокол колеса у Россела на середине дня.
И надо же было такому случиться, что на последнем СУ, тот самом втором «Систероне», Миккельсен, чья «Фабия» в конце дня еще и начала подозртельно дымить, пробивает покрышку.
На ее замене Андреас теряет порядка двух минут, но идущий позади Россел и вовсе ошибается! Он вылетает в том же месте, где за несколько минут до этого стоял Катсумота! В этот раз уже натренировавшиеся в эвакуации зрители вытянули куда более легкую машину «Ралли2» побыстрее, чем японца. Однако это все равно стоило более трех минут.
Таким образом, несмотря на прокол, Миккельсен смог сохранить лидерство в WRC2. В то же время Россел опустился тут аж на 4-е место, тогда как теперь всего в 22 секундах от норвежца идет Эрик Сайс и это при том, что после двух дней чех был только 5-м!..
В заднеприводном зачете RGT все субботние СУ кроме последнего остались за набравшим скорость Франсуа Делекуром. Но, увы для победителя в «абсолюте» «Монте Карло Ралли-1994», это ровным счетом ни на что не влияло. Потерянные им накануне 5 минут, «при прочих равных» отыграть невозможно было даже этому опытному ветерану.
Два его прямых соперника, выступающие на аналогичных «Альпин А110», прошли день в ровном темпе. Тем самым, как он ни старался, Делекур остается на том же 3-м месте, более чем в 5 минутах от лидирующего тут Рафаэля Астие. Но вернемся в голову пелотона нынешнего «Монте Карло Ралли».
***
А тут самое интересное заключатся в том, что если не считать Крэйга Брина, остальные три пилота из лидирующего квартета, включаю Калле Рованперу, в реалии по планам должны стартовать «парт тайм», только от гонки к гонке. Ирония? Но подождем финиша.
Как знать, быть может эти планы будут изменены. Ведь из того же M-Sport поступала информация, что они отнюдь были бы не против видеть Лёба на полной ставке...
Но, не буем забегать вперед! Тем более что впереди еще четыре СУ с 60 «боевыми» км и это не просто ралли, а легендарное «Монти», где тем более может произойти все что угодно!
Вячеслав Щербина для украинских болельщиков ралли
Фото wrc.com и ewrc.com
Читайте также: