Кошик

Чемпионат Мира по ралли WRC: Начало новой эры!

Чемпионат Мира по ралли WRC: Начало новой эры!
21.01.2022
Со стартом «Монте Карло Ралли-2022» в Чемпионате Мира по ралли WRC началась новая эра, причем, сразу в нескольких «плоскостях».  Нынешний сезон станет юбилейным 50-м, и мы не смогли обойти стороной такое событие!

«Новая эра» - действительно ни капли не преувеличение, так как с точки зрения самой раллийной техники настолько радикального изменения WRC не знало со времен машин группы «В». И речь идет не только о появлении впервые в истории гибридных силовых установок в мире ралли. Помимо этого командам было разрешено строить раллийные автомобили, лишь внешне напоминающие серийные, иными словами - настоящие прототипы! А такого не происходило последние почти 40 лет.

Вопрос не только в «гибриде»…

После запрета в середине 80-х автомобилей в итоге ставшей пресловутой группы «Б», как и до ее появления, все раллийные автомобили строились исключительно на базе серийно выпускающихся машин. 




Иными словами за основу брался реальный серийный кузов, в который потом имплантировались все спортивные узлы и детали – в первую очередь собственно каркас безопасности. Иными словами несущим, как ни крути, оставался пусть и невероятно усиленный, но все же сам кузов серийной машины.



Теперь же команды в праве не только не брать за основу такое шасси, а и вовсе базировать свои машины как самые настоящие прототипы на пространственной ферме, собственно и являющейся «кузовом», на которые уже потом «навешиваются» наружные панели. 
Более того, последние должны лишь «напоминать» серийно выпускаемую модель. Пусть речь и не идет о среднемоторной компоновке как в случае с теми же машинами группы «В», тем не менее, такой подход дал возможность для еще другой немалой вольности. А именно, инженеры могут «масштабировать» серийную модель – то есть уменьшать размер раллийного автомобиля в сравнении с его серийно выпускаемым аналогом! 




Именно по такому пути пошли в M-Sport, взяв «за основу» своей новой раллийной машины не много ни мало, а «кроссовер» синего овала «Пума». В «Тойоте» также воспользовалась пространственной фермой, однако без «масштабирования», в которой ее и без того компактный «Ярис» не нуждался. 
  «Хюндай» же остался (вроде бы) верен старому принципу конструирования, все же взяв за основу кузов их i20. 



А на сегодня только эти три автопроизводителя подписали «договор о намерении» выступать с «гибридами» как минимум три сезона. 
Немаловажно, что центральная секция «клетки безопасности» была стандартизирована и дополнительно изрядно усилена совершенно новыми элементами. Теперь она в состоянии выдерживать перегрузки в 70G! Но тут интересно другое.



Несмотря на то, что теперь у инженеров с одной точки зрения руки были серьезно развязаны, с другой - все с точностью до наоборот! Более того, большинство других нововведений позиционируются не только с точки зрения «озеленения» машин, способствующих сохранению окружающей среды, но и как борющиеся с тратой «зеленых». То есть направленные на сокращение бюджетов команд.
Для начала мотор остается тем же, уже хорошо знакомым 1,6-литровым турбо, ведущим свою родословную начиная с 2011-го года. 



Вместе с этим произошла и серьезная «деградация» машин WRC как раз с технической точки зрения. То, что их КПП лишилась 6-й передачи и была стандартизирована с младшим классом – мелочи, в сравнении с тем, что также была аннулирована и лепестковая подрулевая система переключения передач. 
Так что теперь, современным пилотам ралли, особенно нового поколения, о которых ниже, придется вновь привыкать управлять автомобилем по сути одной левой! А как раз в управлении они станут куда сложнее их многих предшественников.



Дело в том, что с нынешнего сезона в них вновь, как это уже бывало ранее, устранен чуть ли ни одни из самых главных с раллийной точки зрения узлов – а именно центральный дифференциал. 
Напомним, что последние годы он был не просто активным, а управлялся электроникой и его настройка являлась настоящим инженерным искусством. Более того, его «программы» могли отличаться от «допа» к «допу» и даже быть различными для напарников по одной команде. 



В этом плане теперь инженеры могут облегченно вздохнуть, чего не скажешь о самих пилотах! Передний и задний дифференциалы естественно остаются, но сугубо механическими, а ведь не так давно и они обладали электронным управлением… 
В сравнении с этими «новшествами» некоторые упрощения в конструкции подвески с уменьшением ее «хода», упрощение систем турбо-наддува, запрет жидкостного охлаждения тормозов и уж тем более упрощение аэродинамики выглядит куда менее радикально. 



Тем не менее, все это было прописано в новых тех требованиях. Так, а что же насчет самого «гибрида»? А в нем тоже кроются свои пару «нюансов».

… но и в нем тоже

Собственно сама гибридная установка, устанавливаемая перед задней осью, полностью стандартизирована и поставляется командам от одного производителя. В целом тут ничего сверхестественного как для начала третьего десятилетия 21-го века. «Батарейка», электромотор, система рекуперации энергии тоже. Она дает «прирост» в 100 кВт, или под 140 «лошадей» если брать более привычные единицы измерения. С одной стороны речь действительно идет о повышении «зелености» новых раллийных машин. 
Так пилоты будут обязаны передвигаться исключительно в режиме электромобиля на «переездах» в населенных пунктах, в специально оговоренных зонах, а также в «Парке сервиса». На самих же СУ «гибрид» будет давать дополнительный «буст» из 180 Нм на 10 секунд в момент старта. А вот потом пока что все очень запутанно и сложно. 



Официально, у системы будет три режима и пилоты смогут ее задействовать на заранее оговоренных отрезках самих «допов». Тут можно провести некую параллель с системой DRS в «Формуле-1», но куда более «мудреной» - как именно это все будет воплощено в жизнь – покажут сами гонки. Вопрос в другом и для ралли куда более важном. А именно безопасности, и не столько самих участников, хотя и их тоже!
Напомним, что «электричество» в этом виде пришло в «кольцо» высшего уровня уже скоро как 10 лет - будь то Ф-1 или спортпрототипы Чемпионата Мира на выносливость WEC. Но там все просто – во время гонки помимо механиков к машинам могут прикоснуться только маршалы в случае инцидента. На ралли же совершенно другой мир!




Тут выводить их автомобиль из аварийной ситуации в большинстве случаев экипажам помогают зрители и вот тут и кроется очень большая опасность! Ведь теперь новые гибридные раллийные машины с их мощными 750-вольтовыми батареями являются источником повышенной опасности и могут попросту «поджарить» прикоснувшегося к ним человека! 
Да, организаторы уже начали активную компанию по просвещению болельщиков насчет зеленой и красной лампочки и о том, что машины со значком «HY» лучше вообще не трогать. Но, насколько действенной она будет? Ведь ралли зачастую проходит в беспробудной глуши и не факт, что многие и многие тысячи местных зрителей будут хоть на йоту понимать, о чем идет речь!...



Более того, сигнализирующие лампочки тоже могут отказать, и тогда к машине также не рекомендуется прикасаться. Но и это не все. Ведь мы говорим о ралли и тут те небольшие символы их «гибридности» зачастую будут попросту покрыты толстым слоем грязи… Поимо безопасности, тут имеется немало вопросов и сугубо со спортивной точки зрения.
В отличие от кольцевых видов гонок в ралли самим экипажам очень часто доводится менять колеса, причем не только когда они их пробили, а и на переездах или перед стартом собственно «допа». Да и не только их, а не редко производить и настоящее полевые ремонты…



И вот тут, загоревшаяся красная лампочка предупреждающая об опасности «гибрида» может поставить куда больший крест на самой гонке, чем просто прокол колеса! И обязательные желтые перчатки на борту для экипажей вряд ли смогут реанимировать такую ситуацию… В общем, как уже было сказано – появление гибридных установок в раллийной дисциплине это еще тот далеко не столь однозначный момент…
Что бы завершить тему «зелености» - с этого года все топовые машины WRC, а теперь они официально называются как Group Rally1 или просто как Rally1, будут заправлять полностью синтетическим (био) топливом, получаемым способом повторной обработки. 




Оно должно уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ, а также является не «карбоновым», то есть не производится на основе нефти… 
Насколько все эти меры больше «пи ар» - неизвестно. Зато известно, что один литр такого топлива стоит почти 6 евро, что в два раза дороже, чем то, чем заправляются машины других участников из «не гибридных» классов… Собственно теперь о них самих. Ведь и тут Чемпиона Мира по ралли WRC тоже вступает в новые времена – эру без «Сэбов»! 

«Сэбы» будут, но!

Если говорить о сезоне в целом, то действительно, 2022-й год скорее всего ознаменует окончание настоящей эры «Сэбов». Ведь на протяжении без малого почти двух десятилетий лишь один раз, в 2019-м году Чемпионом Мира по ралли стал не француз и не Себастьян – а именно эстонец Отт Танак. Став в восьмой раз непревзойденным, Себастьян Ожье вновь объявил о своей пенсии, но не полной! 



На «Монте Карло Ралли» он стартует и как знать, что будет потом. Планы порой меняются… Как бы то ни было, но, скорее всего Ожье все же не поедет весь сезон, равно как и второй Себастьян, все же оставшийся более именитым - тот что 9-кратный Чемпион Мира. Так что в конце этого сезона нового короля ралли точно не будут звать «Сэбом». А кому будут благоволить раллийные боги покажет время. Ведь нас ждут уже ставшие привычными за последние почти 15 лет 13 этапов. (Не считая «ковидного» 2020-го с его семью гонками, последний раз сезон насчитал 15 этапов в уже далеком 2008-м году). 
Скорее всего, главными фаворитами на освободившийся трон WRC станут уже упомянутый Отт Танак, или Крэйг Брин, для которого, как ни странно, этот сезон станет полным первым в WRC, а также Тьерри Нёвилль и Элфин Эванс.



Шутка ли, но не успели болельщики оглянуться, как для бельгийца этот сезон станет одиннадцатым полным в WRC, и до этого в половине из них он становился вице-Чемпионом! Эванс явно прогрессирует, став вторым два последних года подряд, до последнего борясь со своим куда более именитым и опытным напарником в прошлом сезоне…
Равно как прогнозы и вовсе буду совершено неблагодарным занятием на само «Монте Карло Ралли». Ведь оба Сэба выходят на его старт и на этих горных серпантинах им также нет равных! Причем тут Ожье смог все же «переплюнуть» своего тезку-визави, победив на этом легендарном ралли 8 раз, включая прошлогоднее, против 7 у Лёба. 



Однако оба они поедут эту гону не только с совершенно новыми штурманами для себя, но и с не самыми опытными. По крайней мере, с точки зрения уровня их именитых «драйверов», особенно в случае с 9-кратным.
Лёбу будет ассистировать барышня, но не его супруга, как это происходило неоднократно ранее на не «чемпионских» ивентах, а 51 –летняя Изабэлль Гальмиш. Правда, если брать национальный уровень, а именно Чемпионат Франции по ралли, то в нем в качестве штурмана Изабэлль начала выступать в далеком 1995-м году, а суммарно за ее плечами более 200 ралли, но только шесть на мировом уровне. 



Тем не менее, у нее имеется немалый опыт того же ралли «Ралли ду Вар», во многом схожем с «Монте Карло Ралли» и, главное, она несколько лет входила в тестовую команду самого Лёба, не раз подменяя Даниеля Елену, читая «стенограмму» Себастьяну в тренировочном режиме. Так что ее голос Себастьяну далеко не чужд, равно как ей его ритм…
Изначально бессменный напарник Ожье в лице Жульена Инграссиа все же решил уйти на пенсию находясь на вершине славы.



И тут «история» нового штурмана Себастьяна-2 схожа. 
За плечами Бэнджамина Вэйла, начавшего свои выступления в конце 90-х, почти полторы сотни гонок, 41 из которых на «мировых» дорожках, включая пару побед в классе WRC2. Вэйла также не раз диктовал на тестах дорогу Ожье, как и Гальмиш для Лёба, входя в его «суппорт крю». Тем не менее, первый «боевой» старт экипажа есть первым. 



Так что и тут, на самом «Монте Карло Ралли», главными фаворитами скорее станут тот же Нёвилль, покоривший эту гонку в 2020-м и Эванс, с его двумя подиумами на нем в два последних года. Хотя, как знать – не даром два «Сэба» суммарно победили на этой гонке полтора десятка раз!....
Интересно, что на нынешнем «Монте Карло Ралли» будет ехать еще один его победитель, а именно Франсуа Делекур, отметившейся на нем «викторией» в совсем далеком 1994-м. 




Однако в свои 59 француз будет выступать на Alpine A110 в зачете RGT, естественно не претендуя на высокие позиции…
Кстати именно эти реинкарнированные раллийные классики являются «титульным автомобилем» «Монте Карло Ралли-2022»…




Если говорить об известных фамилиях, то тут также должен стартовать и Фредди Лойкс, причем ассистировать ему будет другой именитый бельгиец - Питер Тсоен. Но куда важнее старт двух других, несравнимо более юных пилотов с не менее раллийными фамилиями - Сольберг и Рованпера. 
Для Оливера и Калле это будет далеко не первый опыт на вершине раллийной иерархии. 



Более того, Рованпереа уже успел отметиться в прошлом году двумя победами на самом высоком раллийном уровне, став самым юным победителем этапа WRC в свои 20 лет выйдя триумфатором в Эстонии. Как знать, быть может этим пилотам второго раллийного поколения улыбнется удача на нынешнем «Монте Карло Ралли»!...

И тут некий возврат к истокам

Помимо того, что мы имеем своего рода возврат к настоящим раллийным прототипам, да еще и мощностью порядка 500 «лошадей», которыми пилотам придется управлять как «в старые добрые», постоянно снимая правую руку с руля, само «Монте Карло ралли-2022» тоже в энной мере окунет участников, а вместе с ними и болельщиков, в дух прошлого. Пусть и не столь очевидно на первый взгляд.

 

Вроде бы экипажи ждут привычные для современных гонок WRC почти 300 «боевых» километров. Да и общая дистанция со всеми «переездами» в полторы тысячи км тоже не редкость для этой гонки. Но в ней будет иметься еще один аспект.
Напомним, что родословная «Монте Карло Ралли» ведется с 1911-го года и поначалу оно являло собой нечто вроде пробега, где участники стартовали из самых разных точек Европы (11-ти на первой гонке в 1911-м году), финишируя как раз в княжестве. 

 

Более того, на первых гонках «дисциплинами», приносившими свои очки являлись даже …. конкурс элегантности автомобилей и оценка их комфорта для пассажиров! 
Куда важнее, оценивалось и техническое состояние автомобилей на финише гонки, что уже являлось мерилом именно их выносливости. 



И вот именно этот аспект участникам «Монте Карло Ралии-2022», которое станет уже 90-м по счету, придется вспомнить в этом году.
Шутка ли, но все дни пройдут без дневных «Сервисов» - только короткие по их финишу и привычные по утрам. Кстати, некоторое увеличение дистанции переездов произошло еще и по той причине, что в этом году «Парк сервиса» не будет традиционно переезжать в горы и находится исключительно на набережной, именно там, где в конце мая проводится «Гран При Монако».




Иными словами все без исключения три полных дня этой гонки экипажам придется рассчитывать только на свои силы – ждать сторонней помощи посреди дня им не доведется. А ведь мы говорим о совершенно новых автомобилях, да еще и «гибридах»!
В этом плане некоторое преимущество, возможно, будет на стороне как раз пилотов синего овала, так как свои «Пумы» они не только сделали, но и начали активно тестировать несколько раньше двух других команд-участниц. Особенно в этом плане отстает «Хюндай». Более того, тот же Себастьян Лёб, впервые сев за руль машин марки «Форд», успел «покататься» на новой «Пуме» и по дорожкам Французской Ривьеры, получив немалый опыт совершенно новой машины…



Чего только стоит звук этих новых «Ралли1», которые во многом можно назвать самым близким, что знавало WRC к группе «В»… А ведь в пятницу и субботу участников будут ждать почти по 100 «боевых» км, да и в воскресенье дистанция не столь «детская» почти в 70 км, включая один 20-километровый «доп»… 
Но, пожалуй, самым большим испытанием для экипажей станет сам старт гонки – два «допа» в четверг, проложенные по уже ставшему легендарным благодаря этой гонке горному перевалу «Кол де Торини».




Именуемый в народе как «Ночь длинных ножей», ассоциацией которым тут является свет фар, пронизывающий кромешную тьму этого горного перевала…
Ведь он будет проходится в абсолютной темноте и даже если дорога окажется относительно сухой, зрители позаботятся, дабы набросать на нее снега – и это тоже традиция «Монте Карло Ралли»! Более того, известен как минимум один случай, когда на таких «снежках» в 2005-м году поскользнулись Петтер Сольберг и Маркус Грнхольм, причем для одного из них гонка на этом закончилась!... 



Тем же, кто пройдет это испытание темнотой, потом ждет трехдневная лотерея, которой славится исключительно «Монте Карло Ралли», где один и тот же «доп» может стартовать и финишировать на абсолютно сухом асфальте, тогда как на вершине горного хребта может быть заснеженная или полностью обледенелая дорога!




Только на «Монте Карло Ралли» в распоряжении участников имеется все три типа покрышек – раллийные «слики» двух самых мягких составов, зимние и зимние с шипами…. И вот выбор «резины» на этой гонке обычно является настоящей лотерей, порой во многом решающей судьбу результатов… При этом организаторы постарались и даже в сравнении с прошлым годом предложили экипажам на 95% обновленную трассу!



Нельзя не сказать, что свои заявки на «Монте Карло Ралли-2022» подало более сотни экипажей, из которых организаторами было отобрано 75 – максимум, прописанный регламентом для этой гонки. В новой топовой категории «Ралли1» поедут всего 11 машин. Хотя, думается что и некоторые участники на заднем приводе из RGT, как тот же Франсуа Делекур, будут привлекать внимание болельщиков, особенно на скользкой или заснеженной дороге на своем заднем приводе....




Вячеслав Щербина для украинских болельщиков ралли
Фото из открытых источников

Читайте также:

Часть 2. WRC «Монте Карло Ралли-2022»: И все же «Сэбы»!

Часть 3. WRC «Монте Карло Ралли-2022»: Перехитрить мастера!

Часть 4. WRC «Монте Карло Ралли-2022»: Настоящий подарок болельщикам! 

Часть 6. WRC «Монте Карло Ралли-2022»: Свои «калейдоскопы 


Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!