«Кубок Чайки 2021»: Через туманы и соперников (Часть 3)
10.11.2021
Помимо классов «Туринг» и «Супер Туринг», на Финале «Кубка Чайки» разыгрывалась еще пара комплектов наград - в «8С» и командном. Особая интрига тут крылась в споре коллективов. Хотя после всего двух участников в «8С» гонкой ранее, и в нем тоже!
Напомним о сложившейся ранее ситуации. «Отправной точкой» в ней стал откровенно не самый красивый и спортивный поступок Представителя команды Smart Racing Дмитрия Франчука. На 3-м этапе Кубка Украины по кольцевым гонкам он фактически шантажом вынудил КСК отказаться принимать не вовремя поданную заявку от AWT Racing. После этого остальные команды, с начала года официально стартовавшие в «кольце», объявили бойкот этому коллективу.
Более того, с того момента командный зачет в украинском «кольце», по сути, перестал существовать!
Несколько гонок подряд единственной официально заявившейся становилась только Smart Racing, естественно, автоматически «побеждая». Более того, несмотря на решающий статус Финала Кубка Украины по кольцевым гонкам, в зачете «8С» на старте оказалось лишь две машины и обе исключительно с логотипами этой же команды.
Все это выглядело более чем красноречиво и … откровенно печально. Но, все же оставалась надежда! Да, представители Smart Racing в итоге так и не принесли ни публичного, ни хотя бы частного извинений другим коллективам за тот поступок их Представителя.
Тем не менее, с учетом того, что Финал «Кубка Чайки» завершал кольцевой сезон, да еще и стал традиционной гонкой, проводимой ко Дню Автомобилиста, можно было ожидать, что, так сказать, - по случаю праздника, соперники дадут индульгенция этой команде.
Отчасти так и произошло. Однако теперь у них возникли другие, не меньшие, а где-то даже большие, вопросы как раз к «Калинам» Smart Racing, выступающим именно в классе «8С». Как обычно, обо всем по порядку.
Необходимый квинтет собран
Также напомним, что AWT Racing пришла в автоспорт только в начале этого сезона, причем не откуда-то, а из мотоциклетных кольцевых гонок! И та ситуация с «запоздалой» подачей заявки этой команды была связана с весьма невеселыми обстоятельствами. Занимаясь своей первой страстью – мотогонками, - сразу два ее пилота в преддверии той гонки получили травмы разной степени.
И в отличие от основателя AWT Racing Нитеша Пала, поначалу прогнозы на скорое восстановление его напарника Константина Денисова были крайне не утешительными. Тем не менее, им обоим, как бывалым наездникам, не привыкать к борьбе не только с соперниками на трассе, но и с травмами.
На удивление, хотя и на костылях, Константин действительно вернулся в строй, по крайней мере, - за руль спортивной «восьмерки», - до окончания нынешнего сезона! Не говоря уже о самом «Нике», который в реалии падав дважды за этот год и получив несколько травм подряд, тоже рвущемся «в бой»…
На «Чайке» так и не появился еще один завсегдатай «8С» Кирилл Митител, решивший сконцентрироваться на подготовке уже к следующему сезону, причем не факт, что с точки зрения класса «8С». Зато на старт в этом зачете вновь вышла Леся Цымбалюк, интенсивно тренировавшаяся накануне финальной кольцевой гонки сезона.
Так что вместе с пилотами Smart Racing Андреем Скоком и Романом Маркивым, «8С» собрал минимальный кворум из пяти участников, необходимый для начисления «полных» очков на этапе. С учетом же финального статуса 3-го этапа «Кубка Чайки», они еще и перемножались на повышающий коэффициент 1,5.
Итоги серии определялись по привычной схеме с отбрасыванием одного худшего показателя для пилота, что означало формулу «3-1». Благодаря всем этим факторам интрига в этом зачете действительно сохранялась и немалая. Так на счету Андрея Скока имелись 34 очка, но за вычетом худшего, его «актив» в реалии составлял только 17 из них.
У его напарника Романа Маркива турнирная ситуация складывалась схожей – 24 и всего 12 баллов соответственно.
Вместе с тем, у нестартовавшего на 1-м этапе «Кубка Чайки» Денисова и сошедшего тогда Пала, что автоматически стало их «худшими результатами», имелись 15 и 20 очков соответственно. (На момент той гонки, открывавшей нынешний кольцевой сезон, AWT Racing еще не пришла в автоспорт, впервые официально заявившись только на следующей гонке).
Таким образом, с учетом отбрасывания худшего показателя, именно победивший в «8С» на 2-м этапе Денисов являлся номинальным лидером этого зачета!
«На кону» Финала «Кубка Чайки» стояли 33 очка, так что математический шанс на итоговую победу имели все четыре пилота, не говоря уже о полной непредсказуемости в борьбе за остальные призовые места.
И на радость болельщиков весь квартет главных действующих лиц этой автоспортивной «мыльной оперы» был в строю. Однако, некоторых из них уже с самого утра ждал не только туман, но и своего рода холодный душ!
Почти пропасть!
На первой тренировке лучшее время в «8С» показывает Роман Маркив – 1 мин 41,005 с. Скок оказывается рядом, в полусекунде от напарника, а вот два их соперника уступают им и немало.
Денисов оказывается в 2,5 секундах позади, в свою очередь, опережая своего напарника всего на 0,3 секунды.
Ок, это была первая тренировка, во время которой асфальт находился в довольно скользком состоянии. Плюс нельзя не учитывать, что оба и «Ник» и Константин, несколько месяцев не садились за руль спортивных машин. Однако на второй тренировке ситуация повторяется!
Более того, Роман ускоряется, причем на целую секунду, показывая 1 мин 40,096 с, снова опережая на пол секунды Скока.
А вот обоим пилотам AWT Racing не удается прибавить в скорости. Теперь Денисов уступает лучшему времени 3,7 секунды, вновь оставаясь впереди Пала на тех же самые 0,3 секунды…
На квалификации, где асфальт все еще оставался в довольно коварном состоянии от выпадающей из тумана росы, «поул» забирает Скок.
При этом Андрей сбрасывает еще несколько «десяток» с тренировочных времен, показывая 1 мин 39,759 с.
После этого Андрей проходит еще три «летучих» круга, где на одном из них он уступает самому себе лишь 0,061 секунды…
Маркив также проходит целую серию из «быстрых кругов», в итоге уступая «поулу» лишь призрачные 0,084 секунды.
На квалификации Денисову все же удается ускориться и немало. Однако он все равно проигрывает лучшему времени немалые 2 секунды.
Причем Константин пытался улучшиться до самого конца «засечки» и лучшим для него стал как раз его последний квалификационный круг.
Палу тоже удается несколько ускориться, однако он уступает своему напарнику 1,4 секунды и 3,5 «поулу».
Все это время позади этих «виртуальных разборок», как бы наблюдая за ними со стороны, находилась Цымбалюк. В сравнении со своими первыми гонками Леся значительно прибавила, теперь отставая на тренировках от лидеров этого зачета около 10 секунд.
Правда, вторить им и взвинтить темп на квалификации у нее не вышло. И хотя у единственной на сегодня пилотессы в украинском «кольце» наблюдался очевидный прогресс, все же основное внимание большинства было приковано не к временам начинающей гонщицы.
Призрак Сенны или ?...
Естественно, такая пропасть, как по кольцевым меркам, в несколько секунд, не могла не удивить «преследующую» сторону. Ведь ранее тот же Денисов по скорости составлял совершенно равную конкуренцию Скоку, включая победу на том самом 2-м этапе «Кубка Чайки». В то же время Пал на протяжении нескольких гонок ранее также на равных боролся с Маркивым.
Та гонка проходила по той же самой конфигурации, что и финал этой серии и тогда времена на квалификации были на две секунды медленнее.
«Поул» летом на 2-м этапе «Кубка Чайки» взял Скок, где его лучшими стали 1 мин 41,849 с. Денисов тогда уступил Андрею 0,263 секунды, тогда как Маркив был еще на секунду медленнее…
В этой связи кто-то даже мог пошутить – неужели призрак Айертона Сенны снизошел на двух пилотов Smart Racing и прикоснулся к ним накануне Финала «Кубка Чайки»?! Или же вопросы лежали в более реалистичных плоскостях? И у соперников этой команды их возникло немало!
Уже на этот момент гонки «поползли слухи», что двигатели «Калин» Smart Racing за этот период были изменены.
А если быть точнее, то в них была применена бОльшая дроссельная заслонка, нежели привычная 46-миллиметровая, предписанная для этого класса – по крайней мере, для 8-клапанных 1,6-литровых двигателей. Вместе с тем, справедливости ради тут нужно отметить несколько других фактов.
Летом асфальт находился в изрядно прогретом солнцем состоянии, тогда как на Финале «Кубка Чайки» царила настоящая осенняя погода, вдвойне способствовавшая падению времен.
Во-первых, на куда более холодном асфальте покрышки «чувствовали» себя намного лучше, равно как аналогично более холодный воздух давал лучше «дышать» двигателям. Да и сами пилоты к концу сезона «вкатились», к тому же получив ранее опыт этой конфигурации трассы.
Участники более старшего «Туринга», выступающие на такой же «резине» и ровно в тех же условиях, ускорились прямо пропорционально.
Так, если на 2-м этапе «поул» Вадима Конончука составили 1 мин 39,136 с, то теперь забравший его Александр Кузьменко показал 1 мин 36,715 с, а тот же Конончук уступил ему всего 0,158 секунды. (Напомним еще раз, что обе гонки проводились по одной и той же конфигурации с «острым» вариантом «Картингового поворота»).
Также тут не лишним будет вспомнить и о травмах обоих мотоциклистов и особенно Денисова, все еще передвигающегося на костылях и с невероятным трудом садившимся в спортивную машину…
Равно как отсутствие «наката» у обоих пилотов AWT Racing, чего нельзя было сказать о их конкурентах.
«Тесты» Константина в преддверии этой гонки свелись лишь к попыткам сесть за руль и выжимать педаль тормоза правой ногой! Физически и то и другое он смог начать делать за считанные дни до Финала «Кубка Чайки»! Так что говорить о полностью равных условиях тут однозначно не доводилось… Ну а по ходу самой гонки возникшие сутра вопросы, лишь усилились.
Действительно, вне конкуренции!
Собственно с точки зрения зачета «8С» в этот раз никакой борьбы и не вышло. Лишь на старте Маркиву удалось опередить Скока, однако кругом спустя на выходе из «Картингового поворота» Андрей возвращает себе утраченную позицию лидера и, как говориться, - был таков.
На финише Скока от напарника отделили 5 секунд, тогда как Денисов закончил гонку третьим, но более чем в 40 секундах от победителя! И с точки зрения лучше круга в гонке ситуация полностью повторилась.
Рекордное время для «8С» осталось за победителем – 1 мин 39,565 с.
По этому показателю Маркив уступил своему напарнику призрачные 0,026 секунды. Для обоих лучшими стали 4-й и 5-й круги, хотя и далее по ходу гонки Андрей с Романом еще по несколько раз были близки к этим показателям.
Лучшее же время в гонке Денисова оказалось на те же две секунды медленнее, чем у победителя, причем его он установил на последнем круге гонки.
Иными словами, не смотря на свое безнадежное отставание от двух лидеров, Константин в самом прямом смысле этого слова до последнего круга пытался ускориться!...
Примечательно, что летом рекордное время Скока в гонке составили 1 мин 41,944 с, тогда как победивший Денисов тогда уступил ему с этой точки зрения 0,050 секунды, а Маркив был в двух секундах «позади».
И снова, соотношение этих цифр, по крайней мере, для «отстающей стороны», не совсем поддавалось логичному объяснению … не считая, разве что вмешательства призраков великих пилотов прошлого…
Пал первую половину гонки держался на заднем бампере своего напарника, после чего немного отстал от него, финишировав первым вне подиума.
С точки зрения лучшего круга в гонке Нитеш уступил своему напарнику ровно одну секунду.
Замкнула ряды «8С» Цымбалюк, еще несколько прибавив в скорости. С точки зрения лучшего времени она уступила рекордному только 10 секунд, тогда как на первых гонках для Леси эта разница доходила до 30 секунд… Более того, 10 секунд она уступила супер-быстрым «Калинам» этого зачета.
Если же сравнивать показатели Цымбалюк с Палом, выступающем на схожей с ее собственной «восьмерке», то эта разница составила менее 7 секунд… Не лишним будет вспомнить и о колоссальной разнице в опыте начинающей пилотессы и ее соперников.
Тот же Скок вступал в картинге «с пеленок», тогда как в случае с Палом и Денисовым речь идет об довольно именитых мотоциклистах, добившихся немало вершин на двух колесах.
Цымбалюк же пришла в автоспорт только в этом году, ранее имея лишь небольшой опыт прокатного картинга и не более того! Неким вознаграждением для начинающей пилотессы стало то, что она была отдельно отмечена на подиуме, так сказать, - «за волю к победе»…
Окончательные подсчеты
Естественно, возглавив подиум «8С» и завоевав возможный максимум в 33 очка на Финале «Кубка Чайки», Андрей Скок уверенно разместился и на верхней строке итоговых протоколов этой серии для данного зачета. Юный пилот довел свою сумму до впечатляющих 67 очков, 50 из которых составили его «результат».
А вот ввиду специфики подсчета очков с отбрасыванием худшего показателя, поднявшийся на вторую ступень подиума Маркив, не смог опередить по итогам всего «Кубка Чайки» Денисова, замкнувшего подиум на его Финале.
Сумма Романа составила 46,5 баллов, однако в его «актив» пошли только 34,5 из них. Вместе с этим, на счету Константина собрались 38 очков, с учетом пропуска им 1-го этапа, все из которых и составили его «результат».
В этом месте можно отметить, что именно на такие случаи изначально, еще в конце 40-х годов прошлого века, и была введена данная система с отбрасыванием худших показателей. Она применялась в «Формуле-1» вплоть до 80-х годов и поныне существует в немалом количестве чемпионатов и серий.
Тем самым, она учитывает пропуски «по болезни» либо отказы техники у более быстрых пилотов, не давая, что называется «стабильным» соперникам опередить их математически.
Тут мы имеем красноречивый пример этой системы в действии, когда в итоге выше расположился пилот, на счету которого имелась победа и третье место против двух третьих и второго, хотя его полная сумма набранных очков и оказалась меньше…
С 25 очками первым вне итогового подиума «Кубка Чайки» оказался Пал. Он опередил Кирилла Мититела, также ранее по ходу сезона на равных боровшихся с тем же Маркивым, на счету которого остались 18,6 очков.
Стартовавшая же только один раз в рамках «Кубка Чайки» Цымбалюк, хотя и заработала за 5-е место 12 очков, согласно правил, не будет официально классифицирована по итогам этой серии.
Что же до командного зачета, то на Финале «Кубка Чайки» в нем оказалось две команды. Как и предполагалось, по случаю праздника, а, напомним, что гонка проводилась ко Дню Автомобилиста, AWT Racing все же решила официально составить компанию Smart Racing. Правда, этого не сделала SDrive, оставшись на своей принципиальной позиции, так и не заявившись на гонку.
При этом нельзя забывать, что главный «призовой пилот» AWT Racing в лице Сергея Юнашева в тот момент зарабатывал сразу два чемпионских титула по автокроссу в Днепре!
Зато этот коллектив, уже много лет представляющий «АВТ Баварию» в мотогонках, на Финале «Кубка Чайки» пополнился настоящей BMW! А именно, третьим пилотом за нее поехал Олег Сокырба.
Жаль, но во многом символичный момент появления реально «баварца» в этой команде был омрачен поломкой подвески и последующей аварией Сокрыбы в самом начале гонки «Супер Туринга»… Так что Денисову с Палом вновь пришлось рассчитывать только на свои силы. И перевес оказался на стороне их соперников.
В этот раз официально Smart Racing представляли победивший в «8С» Андрей Скок, а также Никита Анпилогов и Антон Поляничко в «Туринге». (На одном этапе собирать очки для команды имеют право не более трех пилотов, где в «актив» идут два лучших их показателя.)
С учетом 5-го места Антона, Smart Racing заработала 42 очка против 33 у AWT Racing, там самым, возглавив командный подиум. Вместе с ними она победила и в самом «Кубке Чайки», доведя итоговый счет до 90 баллов против 73 у соперников.
***
И вот тут, хотя на командном подиуме и царила миролюбивая атмосфера, можно отметить, и снова с печалью, что в реалии она являлась не более чем «картинкой», которую пилоты AWT Racing попросту не стали по-джентельменски омрачать! Ибо вопросы, причем не только у них, к «Калинам» соперников все же остались, и немалые!
Но об этом, в продолжение нашего развернутого рассказа о финальной кольцевой гонке.
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и автора
Читайте также: