«Кубок Чайки»: Несмотря «на», интриги хоть отбавляй!
28.10.2021
Традиционно нынешний кольцевой сезон закроет гонка, проводимая ко Дню Автомобилиста. Ею станет 3-й этап «Кубка Чайки», финальный статус которого обещает изрядно повысить градус борьбы на трассе. И это несмотря на то, что одного из фаворитов болельщики в этот день не увидят!
Действительно, «испокон веков», а именно на протяжении порядка 40 лет, не только кольцевой, а и весь профессиональный автоспортивный сезон венчала гонка на Автодроме «Чайка», проводимая ко Дню Автомобилиста. Эта традиция практически неизменно продолжалась и в годы Независимой Украины. Тем не мене, в этот раз на эту же дату был поставлен и Финал Чемпионата Украины по автокроссу. Из-за этого календарной накладки болельщики будут лишены одной из глав в кольцевой интриге последних нескольких и особенно нынешнего сезона.
А именно они не увидят на «Чайке» Сергея Юнашева, вместе с Вадимом Конончуком являющегося одним из двух фаворитов класса Touring.
«Юнга» отправится в Днепр на автокросс, так как там у него будет решаться даже не один, а сразу два чемпионских титула! Естественно, по своему статусу, чемпионства, да еще и пара, изрядно перевешивают звание Победителя «Кубка Чайки» и все мы болеем за Сергея и в той дисциплине. Тем не менее, хотя Юнашева и не будет в этот раз на «кольце», интриги на Финале «Кубка Чайки» намечается хоть отбавляй! Как обычно, обо всем по порядку.
Коэффициент, статус и не только
Для начала немного «официоза». Ранее ко Дню Автомобилиста обычно проводилась «отдельностоящая» гонка – будь то в статусе Кубка Украины, Кубка ОСО Украины или «Кубка Чайки». Последнее время все кубковые соревнования стали проводиться в многоэтапном формате, причем таковой регламентируется самим ФАУ. Более того, на сегодня существует требование «четырех этапов».
Именно столько должно пройти, дабы серия даже «низшего» национального статуса, находящаяся в спортивной иерархии после Чемпионата Украины и Кубка Украины, официально состоялась. Эта же гонка станет только 3-м этапом «Кубка Чайки».
Тем не менее, во-первых – это требование является «на усмотрение федерации». Во-вторых, на «нашей памяти» последние пару лет итоги «Кубка Чайки» так или иначе официально не подводились. Ну а мы это сделаем в любом случае. Равно как сами себе итоги подсчитывают и участники. Хотя, далеко не все, так большинство из них выступают тут вовсе не из-за «титулов»…
Естественно финальный статус этапа и тут предполагает уже ставший вездесущим повышающий коэффициент 1,5. Равно как и другие «моменты» подведения итогов.
А именно, даже при трех проведенных этапах определяющей станет не вся сумма заработных участниками очков, а «результат», который будет вычисляться по нехитрой формуле «3-1». То есть, с отбрасыванием одного худшего результата для пилота, но не для команды! В этом зачете все решает полная сумма набранных баллов за все три этапа «Кубка Чайки». Но и тут есть нюанс.
Согласно частному Регламенту «Кубка Чайки» пилот или команда, стартовавшие только два раза, не должны быть учтены в итоговой классификации.
Тем не менее, «Общие требования» к проводимым на территории Украины автоспортивным соревнованиям гласят другое. Да и в прошлом году все, кто стартовал только дважды, учитывались в итоговых официальных протоколах сезона. Так что и мы на данный момент будем считать именно так.
К тому же, ситуация сложилась таковой, что подавляющее большинство участников по тем или иным причинам в реалии стартовали или сделают это с учетом Финала «Кубка Чайки» только по два раза. Так что у нас как бы и «нет выхода», как считать официально принявшим участие в серии пилота с двумя стартами в ней. В противном же случае как таковых итогов тут, по сути, и не было бы…
В остальном же все просто. Причем именно ввиду такой не регулярности стартов многих из участников, ситуация после двух этапов во всех зачетах сложилась весьма интригующей и, главное – совершенно непредсказуемой!
В его отсутствии
Начнем с самого массового на сегодня и обычно самого интригующего класса «Туринг». Как уже было сказано, один из двух его главных фаворитов в лице Сергея Юнашева не останется на родном для него Автодроме «Чайка», а отправится на автокросс в Днепр. А между тем именно он, победив на двух первых этапах «Кубка Чайки», является уверенным лидером этого зачета, но не неоспоримым!
Да, на счету «Юнги» имеются 42 очка. Однако с учетом повышающего коэффициента, на «кону» Финала «Кубка Чайки» будут стоять 33 балла. И вот тут и начинается самое интересное.
На сегодня у Никиты Анпилогова 15 очков за 2-е место, а у Владислава Синани и Сергея Беляева по 12 за третьи места.
При этом все трое стартовали в рамках «Кубка Чайки» в данном зачете только по одному разу, так что все заработанные очки на Финале пойдут в «актив» этих пилотов.
Иными словами, хотя второго места, за которое будет начисляться 22,5 очка, всем им будет недостаточно, при победе каждый из них может опередить Юнашева по итогам «Кубка Чайки»!
Правда, Синани с Беляевым еще «не помешают» и 1,5 бонусных очка за «поул» или рекордный круг в гонке, тогда как Анпилогову будет достаточно только одной «виктории» и 30 очков за нее.
Антон Поляничко и Павел Марьяненко стартовали в обоих этапах, однако без подиумов.
Поляничко собрал 18 очков, тогда как за вычетом худшего его «актив» составит 10. Иными словами, при «сухой» победе и 33 очках за нее и Антон сохраняет математические шансы с перевесом всего в один балл опередить Юнашева. Хотя, понятно, что эти шансы скорее исключительно математические…
Собственно, такие же шансы имеет и Александр Кузьменко, на счету которого тоже имеется 10 баллов.
А если вспомнить о том, насколько прибавил в скорости этот пилот, два раза подряд поднимавшийся на подиум в рамках Кубка Украины по кольцевым гонкам и зарабатывал «поул», то его шансы начинают выглядеть не такие уж и «математическими»…
А как же Вадим Конончук, который к своим четырем чемпионским титулам только добавил звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам?!
А дело в том, что при нестарте на 1-м этапе «Кубка Чайки», на 2-м Вадима постиг обидный сход из-за отказа техники. Поэтому на счету Конончука имеется всего 7 очков.
Даже победи он на Финале и заработай максимум в 33 очка, второй фаворит этого зачета все равно не сможет опередить по итогам «Кубка Чайки» своего в этот раз отсутствующего главного визави последних нескольких лет…
Что же до остальных призовых мест в этом зачете, то тут и вовсе все совершенно непредсказуемо!
С учетом Павла Марьяненко на них в совершенно равной степени претендуют сразу восемь пилотов! В других зачетах картина тоже складывается довольно интригующая и также непредсказуемая.
Совершенно непредсказуемо!
Так в Super Touring-е с двумя победами вроде бы неоспоримым лидером является Константин Гуцул. Более того, его «Хонда» была восстановлена после аварии на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам и ее пилот готов «к бою». Однако и тут имеются математические вариации.
С учетом того, что в 1-м раунде «Кубка Чайки» этот зачет оказался весьма малочисленным, с применением понижающего коэффициента тогда «виктория» принесла Гуцулу всего лишь 8 баллов.
Да, на 2-м этапе «Супер Туринг» превысил минимально необходимый кворум и тогда Константин заработал возможный максимум из 22 очков. Тем не менее, при сумме в 30 баллов, «актив» Гуцула на сегодня составляет только эти самые 22.
А позади лидера идут сразу несколько соперников, сохраняющие шансы опередить его, правда, скорее, определенной неудаче у Константина на решающей гонке.
Так на счету второго фаворита этого зачета Константина Дяденко, которого на 2-м этапе подвела техника, сумма в 9 очков, а «актив» и вовсе лишь 6.
Тем не менее, на Финале «Кубка Чайки» можно заработать 33 балла и с ними только оформивший звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам пилот все равно сохраняет шансы на победу и в этой серии.
Более того, у не стартовавших на 1-м этапе Владислава Синани и Максима Пашко 15 и 12 очков соответственно и их математические шансы еще выше, нежели чем у Дяденко.
Всем им опередить главного фаворита будет не так просто, но и ему тоже придется постараться на Финале «Кубка Чайки».
К примеру, победи в решающей гонки этой серии Синани, его «актив» составит 45 очков.
В таком случае Гуцулу для сохранения своего лидерства нужно будет не только 2-е место, за которое будет начисляться 22,5 очка, но еще и 1,5 «бонуса», дабы опередить Владислава всего лишь на один балл!
В случае же «сухой» победы Дяденко, его «результат» тогда составит 39 очков и дабы не уступить своему тезке Гуцулу будет достаточно только 3-го места на Финале «Кубка Чайки».
За него Константин получит 18 баллов и тогда тоже с перевесом всего в один останется впереди.
Аналогично «Турингу», на остальные призовые места в его старшем собрате претендуют сразу пять пилотов! И тут двумя серьезными «переменными факторами» могут стать Павел Чабанов и Владимир Дрогомирецкий, пока стартовавшие в рамках «Кубка Чайки» только по одному разу.
На счету Павла всего 8 очков, а у Владимира их и вовсе лишь 6.
Тем не менее, техника обоих пилотов, а по нашим сведениям на «Ауди ТТ» Дрогомирецкого были «поборены» и уничтожены все пожиравшие электрику гремлины, может позволить им бросить вполне реальный вызов остальным соперникам, включая и двух фаворитов этого зачета.
Более того, при сходе Гуцула, и их собственной победе, причем не обязательно «сухой», и Чабанов и Дрогомирецкий сохраняют математические шансы и на итоговую победу в «Кубке Чайки»!
Вместе с тем, всем им конкуренцию, правда только на самой гонке, может составить и Олег Сокырба.
Его BMW была интенсивно «пролечена» после всех «траблов», постигших ее на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам, включавших поломку подвески и гидроусилителя.
Однако для Олега этот старт в рамках «Кубка Чайки» станет первым в этом сезоне, так что он однозначно по правилам не сможет претендовать на какие-либо итоговые места в этой серии.
Но, как уже было сказано, многие, если не большинство пилотов, принимают участие в этих соревнованиях далеко не только в погоне за призами… Ну а Олег может стать еще одной «переменной» в распределении очков на самой гонке, тем самым неизбежно влияя и на итоговые результаты всего «Кубка Чайки». В общем, в «Супер Туринге» также все будет совершенно непредсказуемо!..
Аналогично, более чем интригующе!
С двумя оставшимися зачетами, а именно «8С» и командном, - все тоже довольно интригующе, причем сразу в двух плоскостях. Напомним, что на Финале Кубка Украины в «8С» стартовало лишь двое пилотов, представляющих Smart Racing. В командном зачете и вовсе два этапа подряд в Кубке Украины «участвовала» только одна эта команда, тогда как остальные коллективы бойкотируют ее.
И вот тут и заключается одна из интриг - будут ли заявлены другие команды в этот раз?! Но это станет понятно только на самой гонке.
А вот «8С», судя по всему, в этот раз соберет необходимый минимальный кворум в 5 участников, а то и больше! К примеру, на старт тут выйдет единственная на сегодня пилотесса в украинском «кольце» Леся Цымбалюк.
Вместе с тем, для дебютантки это будет лишь третья гонка в ее только начавшейся автоспортивной карьере. Основные же взоры болельщиков скорее будут прикованы к голове этого зачета и вот тут вполне возможно их ждет сюрприз на грани небольшой сенсации!
Судя по всему, на старт собирается выйти не только Нитеш Пал, но и его напарник по AWT Racing Константин Денисов!
Да, его восстановление после довольно серьезной мотоциклетной аварии идет быстрее, чем предполагалось. Несмотря на то, что в правом бедре Константина немало «железа», он уже давно сам ездит за рулем гражданского автомобиля.
Более того, Денисов пробовал садиться в «спортивку», что в его состоянии не так уж и просто выполнить. Его правая нога восстановилась до той степени, что Константин уже может тормозить и ей, что для него является более привычным стилем пилотирования.
Естественно останется вопрос прохождения «медкома», но будем надеяться!... Почему?
Да потому что именно Денисов по скорости весь сезон составлял достойную конкуренцию лидеру зачета «8С», кем на сегодня является Андрей Скок. Ну а напарник Константина аналогично на равных ранее боролся как раз с напарником Скока – Романом Маркивым.
И именно эти пилоты Smart Racing на сегодня являются лидерами данного зачета.
На счету Андрея победа и второе место, которые означают сумму в 34 очка, тогда как Роман с двумя третьими местами собрал 24 балла. Тем не менее, за вычетом худших их «актив» составляет только 17 и 12 очков соответственно.
Более того, даже при нестарте на 1-м этапе «Кубка Чайки», победив на 2-м, с 20 очками формальным лидером «8С» является как раз Денисов.
При этом на счету стартовавшего оба раза Кирилла Мититела 18,6 очков и 10,6 если брать «результат». (Такие «доли» образовались ввиду понижающего коэффициента, примененного на 1-м этапе, когда в «8С» выступало только 4 участника).
Кирилл также сбирается выступить в заключительной гонке сезона и он тоже не уступал в скорости как минимум Маркиву, а «при прочих равных» и Скоку… Нельзя забывать и о Пале.
Да, у него только 10 очков, но ведь на кону Финала «Кубка Чайки» будут стоять разом 33.
Иными словами, весь квартет преследователей Скока при его сходе и своей уверенной победе в решающей гонке сохраняют шансы на итоговую победу в «Кубке Чайки». Не говоря уже об абсолютной непредсказуемости того, как распределяться остальные призовые места в этом зачете!
«Что, где, когда»
Напомним, что на одном этапе официально команду могут представлять три пилота, тогда как в «актив» идут показатели двух лучших из них. При этом в «Кубке Чайки», как и в Кубке Украины, бонусные очки за «поул» и рекордный круг в гонке не учитываются в командном зачете. (В Чемпионате Украины по кольцевым гонкам, который, увы, так и не был проведен в этом году, бонусы шли бы в «актив» команд). А именно в этом зачете и вовсе все более чем плотно!
С 48 очками лидирует Smart Racing. SDrive отстает от нее лишь на три «пункта», а AWT Racing на 8.
При этом нельзя не отметить, что последняя на момент проведения 1-го этапа «Кубка Чайки» еще не существовала в автоспорте!
Зато, не успев «материализоваться» в автомобильном «кольце», подкрепленная участием в ней все того же Юнашева, AWT Racing более чем уверенно победила во 2-м раунде этой серии, сразу заработав максимально возможные 40 очков!
С учетом того, что на Финале «Кубка Чайки» команда может заработать максимум в 60 очков, тут и вовсе все совершенно непредсказуемо. Хотя, понятно, что с отсутствием «Юнги», той же AWT Racing будет не так просто противостоять своим соперницам…
Но, как уже было не раз сказано остается один большой вопрос. А именно, продлится ли бойкот другими коллективами в адрес Smart Racing до конца этого сезона?
Как знать, быть может, так сказать «по случаю праздника», ей будет отпущена общественная индульгенция?!...
Собственно, ждать ответа на этот, равно как и не множество куда более важных вопросов с определением не только подиумов Финала «Кубка Чайки», но и всех итогов этой серии, осталось совсем недолго.
С учетом карантинных мер, гонка состоится НЕ в воскресенье, как это было запланировано изначально, а в субботу, 30-го октября.
Он пройдет в привычном для Автодрома «Чайка» направлении против часовой стрелки. Вместе с тем дополнительной интриге ей добавит задействование новой «острой» конфигурации «Картингового поворота» с довольно серьезной точкой торможения перед ним.
Расписание Финала «Кубка Чайки» привычное: с 10.40 начнутся тренировки, на полдень назначены квалификации, а старт собственно гонки запланирован на 13.15. Но, нельзя забывать, что в расписании возможны изменения.
В частности, с учетом того, что пелотон этой венчающей кольцевой сезон гонки «рискует» стать самым массовым за весь год, то не исключено и проведение двух раздельных гонок, как это произошло на Финале Кубка Украины.
Ну а венчать этот праздник скорости, также традиционно для Дня Автомобилиста будет чествование ветеранов украинского автоспорта, причем не только «кольца»...
И не в последнюю очередь и в этой связи, тем болельщикам, кто захочет лично посетить гонку, нужно не забывать о сложившейся эпидемиологической обстановке и проявлять максимальную ответственность в этом плане! Тем более, когда речь будет идти об общении с ветеранами!
Ну а для всех тех, кто не сможет побывать в этот день на Автодроме «Чайка», или попросту захочет восстановить картину «постфактум» и узнать о том, как именно распределяться сами итоги всего «Кубка Чайки», последуют наши как обычно развернутые материалы…
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Сергей Холодило, Вадим Чайковский и автора