Кубок Украины по кольцу: И эпическим он был! (Часть 3)
11.10.2021
Событий в Super Touring-е на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам оказалось столько, что мы решили разбить рассказ об этом зачете на две части. Чего только стоили сразу три попытки старта этой гонки! Более того, именно тут очень многое решили аварии и отказы техники. Тем не менее, и без захватывающей борьбы на трассе тоже не обошлось!
Поломки или капризы техники начали «вылезать» на машинах участников «Супер Туринга» с самого утра, включая обоих претендентов на «бронзу» по итогам сезона Кубка Украины по кольцевым гонкам Олега Сокырбу и Владислава Синани.
Их команды справились с проблемами и в итоге оба пилота смогли выехать на квалификацию.
Коснулись проблемы с электрикой и одного из двух претендентов на звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам Константина Дяденко.
Но все они не шли ни в какое сравнение, по крайней мере, - по драматичности, - с отказом редуктора, случившимся в самом начале квалификации на Honda S2000 второго фаворита - Константина Гуцула.
Напомним, что в этом сезоне впервые за более чем полтора десятка лет не проводится Чемпионат Украины по кольцевым гонкам, так что звание Обладателя Кубка Украины в этой дисциплине стало самым престижным для кольцевого сезона-2021.
Благодаря задержке квалификации ввиду аварии Юрия Сапёлко на его «копейке» и тому, что гонка «Супер Туринга» стояла второй по расписанию, у механиков Константина Гуцула было время поменять редуктор.
При этом, несмотря на откровенную сложность ситуации, сам пилот находился в приподнятом настроении, даже предвкушая свой прорыв с последнего места!
Но, увы, случилось совсем другое. Старт гонки «Супер Туринга» решающего этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам, а точнее его первая попытка, полностью перетасовал пелотон. «Отпускаем паузу» с того места, где мы остановились. Техника решает многое … прямо или косвенно …
… и точно предопределяет!
Обладателю «поула» Константину Дяденко в очередной раз доставляет проблемы «лаунч контроль», он проваливает старт и пропускает вперед Владимира Дрогомирецкого. И не только его! С 4-го места разом на 2-е выходит Владислав Синани на своем компактном и юрком «Лотусе». Позади на Seat Cupra TCR Павла Чабанова возникают проблемы с блоком управления КПП. Она попросту не рассчитана на старты с места из-за чего пилот «испанца» и вовсе разом проваливается с 3-й стартовой позиции аж на 7-ю!
Однако ключевой момент происходит мгновениями спустя после прохождения первого поворота.
Из-за поломки редуктора Константин Гуцул был вынужден стартовать с последнего 9-го места, тем не менее, сразу же выходит на 6-е. Увы, но мгновения спустя на Citroen-е Святослава Денисова, как это потом стало известно, «разваливается» сцепление, отчего срывает маховик, а КПП заклинивает! Естественно, Saxo резко замедляется и на него буквально налетает Гуцул, времени на реакцию у которого попросту не оставалось!
Данное видео не передает всей серьезности аварии, но по свидетельству очевидцев, на мгновение днище «японки» оказалось почти на уровне крыши «француза»! А сам Константин сказал, что в этот момент в свое ветровое стекло видел только небо…
Увы, и для самого Гуцула, да и для большинства болельщиков, за сим главная интрига этого заезда улетучилась, а вопрос с именем Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам-2021 в зачете «Супер Туринг» был решен – им стал Константин Дяденко.
Тем не менее, гонка на этом только начиналась. Вернее в этот момент она была сразу же остановлена красными флагами.
После серьезного удара при возврате на «грешную» машина Гуцула получила немалые повреждения.
Хотя снаружи их было практически не увидеть, но подвеске «Хонды», что называется, – досталось. Что было наиболее важно на тот момент с точки зрения самого соревнования, дабы поднять «японку» на эвакуатор ушло немало времени.
Для этой процедуры точками крепления являются сами колеса, но пострадавшая правая передняя подвеска «Хонды» не давала такой возможности…
Одновременно пусть и не такой сложной, но эвакуации требовал и «цитрамон-трамплин». Он также получил хотя и не столь заметные снаружи, но не такие малые повреждения подвески, выхлопной системы и «косметики». И вот в этом месте очень хочется «проспекулировать», причем дважды!
Первое, - очевидное. Если бы не та злосчастная поломка редуктора на «Хонде», ее пилоту не довелось бы прорываться на старте с последних рядов. Да, спорт не знает сослагательных наклонений, однако в этом месте можно вспомнить еще один момент.
А если бы судейство не решило буквально стереть хронометраж тех самых первых кругов квалификации, которая была прервана аварией «жигуленка» Юрия Сапёлко?
Как знать, с какого места тогда бы стартовал пилот «японки»?! Ведь он все же успел пройти пару кругов!
Даже в своем «разгонном» режиме ввиду огромной разницы в технике и ее мощности, «японка» Гуцула наверняка давала своем пилоту преимущество как раз перед теми самыми «Ситроенами», оснащенными скромными 1,6-литровыми моторами.
А это означало бы весьма большую вероятность того, что Гуцул в реалии мог квалифицироваться и расположиться выше «злосчастного» «француза», который в итоге стал для него настоящим «камнем преткновения»! Но, увы и ах. Мы «маэмо шо маэмо», а спорт действительно не знает сослагательных наклонений.
Попытка №…
В «сухом остатке» технический отказ в квалификации, хотя он и был устранен к самой гонке, так или иначе, предрешил судьбу звания Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам 2021 в зачете «Супер Туринг»! И не только его!
После первого старта помимо Денисова и Гуцула пелотон не досчитался и Синани. И тут вновь вопрос заключался в отказе техники, уже второй за день для Владислава!
На двигателе его «Лотуса» летит вроде мелкая деталь – крепление ролика натяжения ремня ГРМ, - но, всем автомобилистам известно, что за сим кроется.
А это означало ничто иное, как то, что и судьба последнего призового места по итогам Кубка Украины в этом зачете была решена досрочно, и вновь без борьбы на трассе. С момента схода Синани итоговая «бронза» окончательно закрепилась за Олегом Сокырбой.
Правда, на тот момент вряд ли кто-то из болельщиков знал обо всех этих итоговых подсчетах. Зато терпеливо ожидающих зрителей, а их на трибунах все еще оставалось немало, ждало еще … два старта!
Его вторая попытка и белоснежная «Ауди» Владимира Дрогомирецкого снова молнией срывается с места, вновь опережая «мучаемого» электроникой Константина Дяденко. И тут снова основные события происходят позади лидеров!
На «Сеате» Павла Чабанова опять «глючит» управление КПП, причем так, что TCR фактически остается как вкопанным в стартовую решетку! Дабы избежать столкновение, стартовавший позади него Олег Сокырба даже был вынужден выехать на обочину! Его «БМВ» пропахивает пару метров по «бездорожью», тогда как «испанец» оживает и его пилот в итоге не дает сопернику опередить себя!
Всем этим «безобразием» отлично пользуется напарник Чабанова по команде Huragan Racing Максим Пашко. На своей алой «баварке» он разом выходит с 5-го стартового места (в которое превратилось его изначальное 6-е после схода Владислава Синани) на 3-е. Однако поворотом спустя именно этот дуэт становится причиной второго подряд красного флага!
При второй попытке старта заезда ключевой момент происходит в третьем повороте трассы и вновь позади двух лидеров.
Новый «острый» вариант «Картингового поворота», а точнее выход из него, уже стал своего рода магнитом заездом ранее сразу для нескольких пилотов из «Туринга». Почему участники «Супер Туринга» должны были стать исключением?! И не стали!
Первым, кто в этой гонке угодил в эту «Ловушку Венеры» из отработанных покрышек становится как раз отлично стартовавший Пашко.
Застревая в ней алая «БМВ» становится причиной второго появления над трассой аналогичного цвета флагов.
Самое интересное, что, не считая «косметики», в реалии «баварка» не пострадала в этом инциденте и требовала лишь небольшой «игры в репку», после чего смогла вернуться в паддок.
С учетом того, что нарушенные слои отработанных покрышек, образующих границу полотна трассы, нужно было восстановить, у механиков Huragan Racing появилось время на ремонт.
Спустя несколько минут под одобрительные восклики и хлопанье зрителей «БМВ» №90 возвращается на трассу! Более того, Пашко даже разрешают занять его первоначальную стартовую позицию.
Хотя в данном случае это не играло большой роли, так как в строю оставалось всего 6 машин. Что там гласит поговорка о «троице»?! Наконец-то третий старт заезда «Супер Туринг» оказался «гладким» и не потребовал очередной остановки гонки. А что же на нем? Да почти все тоже самое!
… и настоящий десерт для болельщиков!
В третий раз подряд Z4 Константина Дяденко «тормозит» на старте, в то время как ТТ Владимира Дрогомирецкого снова выстреливает как истребитель палубной авиации при помощи паровой катапульты на американском авианосце. (Да,да, - эти приспособления даже в 21-м веке приводятся в действие паром, а их электромагнитную смену только начинают устанавливать на новейших атомных плавучих аэродромах).
В остальном эта «попытка №6» проходит спокойно и остальные стартовые места даже на удивление остаются неизменны. Но, к счастью, хотя пелотон и поредел с 9 машин до 6, впереди болельщиков ждала захватывающая борьба, причем за победу, да еще и тройная!
Для начала украшением дебюта этой гонки становится настоящая дуэль нервов Константина Дяденко с Владимиром Дрогомирецким.
На протяжении нескольких кругов уже ставший Обладателем Кубка Украины пилот (интересно, а он сам осознавал этот факт в тот момент?) оказывал серьезный и, главное, - не прекращающийся прессинг на лидера.
В это же время их пытается нагнать Павел Чабанов. Временами новичок даже «пускает» свой мощный переднеприводный «ти си ар» в зрелищный занос, что, естественно, не могло не радовать зрителей!
А, несмотря на серьезные задержки по времени в связи с двумя красными флагами и очисткой трассы от последствий аварий, трибуны все еще отнюдь не опустели.
И тут повреждающие технику «гремлины», которые в этот день, похоже, напали на чайкинский паддок, вновь добираются, причем до обоих лидеров!
После пятого круга двигатель Z4 Дяденко снова начинает «троить» из-за чего на прямых ТТ Дрогомирецкого, в реалии обладающей меньшей мощностью, удается отрываться.
И хотя Константин в поворотах плотно «вис» на заднем бампере белоснежной машины соперника, пойти на обгон ему не удавалось.
Более того, вскоре к ним «подъезжает» Павел Чабанов и с этого момента противостояние за победу превращается в тройное!...
Кульминацией этой борьбы стали 10-й и 11-й круги гонки.
И первым, кто смог «нанести удар», становится как раз Чабанов, обгоняя на торможении в «Картинговом повороте» идущего вторым Константина Дяденко.
Однако, не успел Павел приступить к атакам на лидирующего Владимира Дрогомирецкого, как в начале следующего круга наступает развязка, причем совершенно неожиданная и непредсказуемая! Более того, тоже тройная!
На «Ауди» лидера возникают еще более серьезные проблемы с электроникой и он резко замедляется. Естественно этим тут же пользуются соперники и в лидеры выходит Чабанов. Но, буквально на несколько мгновений!
Пока уже ожившую ТТ на входе в «Картинговый поворот» пробует опередить Дяденко, его «магнит» притягивает теперь и «Сеат»!
К счастью, этот вылет для пилота TCR-а оказывается еще менее болезненным, нежели для «БМВ» его напарника по Huragan Racing, еще недавно «сидевшего» в этих покрышках.
Чабанов сразу возвращается на трассу, однако время было потеряно, и в этот раз безнадежно.
Собственно, хотя до реального финиша гонки оставалось еще несколько кругов, гонка за сим завершилась, точнее – интрига в ней.
Несмотря на все капризы техники
На «дэшбоарде» ТТ-шки до конца заезда постоянно зажигается «чек» и Дрогомирецкий все оставшиеся круги был вынужден глушить мотор, делая «ребут». Естественно, его тут же, на том же 11-м круге, опережает не только Дяденко, но и только что выбравшийся из плена отработанных покрышек Чабанов.
В итоге Павел финиширует вторым, тогда как Дрогомирецкий все же смог добраться на третьем месте. Правда, Чабанов мог потерять эту ступень подиума, который стал первым в его совсем не продолжительной автоспортивной карьере. Удивительно, но судьи зафиксировали у Павла фальстарт! Интересно, на каком именно из стартов?!...
За это ему были «приписаны» полагающиеся за такое нарушение 20 секунд.
Однако с учетом того, что Дрогомирецкий начиная с того самого судьбоносного 11-го круга начал терять по 10-20, и даже 30 секунд, - эта пенализация ни на что не повлияла…
Интересно и то, что, несмотря на его проблемы со «строчкой», только он высвободился от явно сдерживавшего его в первой половине гонки соперника, на 14-м круге Дяденко устанавливает рекордное время для этой гонки – 1 мин 27,583 с.
По этому показателю Чабанов уступил победителю пол секунды, причем тоже установив свое лучшее время сразу после вылета, на 12-м круге…
Лучшим для Дрогомирецкого оказался второй круг, когда он лидировал. С точки зрения этого показателя Владимир уступил Дяденко 1,3 секунды.
После этого темп «Ауди» только падал, что и предопределило всю ту красивую дуэль нервов, украсившую целых 10 кругов этой гонки!
Первым вне подиума, но уже в одном круге от лидеров гонку закончил Пашко.
Интересно, что Максим стал «круговым» тогда же, в начале решающего 11-го круга, после чего ближе к финишу на его «БМВ» возникли проблемы с КПП и он тоже лишь чудом закончил гонку!
Предсказуемо ряды замкнул Алексей Тихонович Варавин, чей «Ситроен» не мог и близко позволить своему пилоту составить конкуренцию другим участникам этого заезда.
По крайней мере, этот француз не подвел своего пилота! Ведь если так разобраться, то буквально всех до единого остальных пилотов «Супер Туринга» в той или иной мере в этот день подвела техника.
Гуцула на квалификации, Денисова на первом старте, Дяденко и Чабанова на стартах, а Константина и потом по ходу гонки, как и Дрогомирецкого с Пашко.
Ну и Синани с Сокырбой, которых еще большие проблемы преследовали с самого начала этого этапа. И тут читатель наверняка воскликнет – А что же произошло с «БМВ» в стильной урбанистической камуфляже-раскраске?! А гонка для Сокырбы оказалась совсем короткой.
Олега, как и его соперника на «бронзу» Кубка Украины, проблемы с техникой настигли второй раз за день и в этом случае тоже привели к сходу!
Хотя на старте (том, который стал третьим по счету) Сокырба не смог опередить Чабанова, он сделал это спустя пару поворотов.
Однако еще во время второй попытки старта пилот «БМВ» почувствовал что-то «неладное» с отяжелевшим рулевым и чуда не произошло.
В начале второго круга уже «реальной» гонки Сокырба понял, что из гидроусилителя его «баварца» потекла жидкость.
К счастью, Олег сразу осознал ситуацию и ушел с траектории, после чего вывел свой автомобиль в безопасное место.
И за эти действия Сокырба однозначно заслужил благодарность от всех!
От болельщиков за то, что избавил всех нас от четвертого «красного флага» и длительной задержки, которая в противном случае вновь понадобилась бы для устранения следов масла на трассе.
Ну и от своих соперников по той же причине, так как траектория осталась чистой, дав возможность многим из них насладиться борьбой, активно делясь впечатлениями о ней сразу после финиша между собой…
Подсчеты бывают неоднозначными!
Настало время подведения итогов не только этой гонки, но и всего Кубка Украины по кольцевым гонкам в этом зачете. И именно последние оказались не без противоречий. К счастью, они не касаются судьбы главного звания, равно как и остальных призовых мест.
Забрав и «поул», и рекордный круг в гонке, как и Вадим Конончук в «Туринге», Дяденко заработал возможный максимум в 33 очка. Тем самым, он довел свою сумму до впечатляющих 84 очков и «результата» в 70.
Таким образом, пусть и не без некоторой «помощи» отказа техники у его визави, Константин-2 смог более чем уверенно стать Обладателем Кубка Украины по кольцевым гонкам.
Ликование Дяденко сразу после финиша вполне объяснимо – пусть раньше Константин и выступал в тайм-аттаке и побеждал, этот год стал для него первым в профессиональном автоспорте!...
Впечатляет и то, что сошедших и не набравших в решающей гонке ни одного балла Гуцула и Сокырбу в итоге разделили лишь 1,4 очка. Именно столько Олегу не хватило до «серебра» по итогам Кубка Украины!
Такие странные десятые доли вышли из-за «недобора» на предыдущем этапе в этом зачете. Тогда при четырех стартовавших был применен понижающий коэффициент в 0,8 и с которым третье место Сокырбы принесло ему только 9,6 баллов. И тут тоже в пору говорить очередные «а если бы».
К примеру, не откажи гидроусилитель на «БМВ» Олега, займи он даже 4-е место, приносившее на Финале 15 очков, актив Сокырбы составил бы тогда 42 балла против 38 Гуцула. Но снова – сослагательные наклонения…
Тем не менее, без «бы» мы не обойдемся и при подведении вполне реальных итогов. Более того, тут даже сохраниться интрига!
Сразу двое из троих, поднявшихся на этот подиум, и один наверняка, не будут классифицированы по итогам года в Кубке Украины по кольцевым гонкам!
Мы уже упоминали, что согласно «Регламенту ЧУ и КУ по кольцевым гонкам», пилот по ходу сезона должен стартовать больше двух раз, дабы быть классифицированным по его итогам. Однако по «Общим требованиям к проводимым на территории Украины соревнованиям» тот самый пункт 11.8, на который ссылается «Регламент», гласит другое! А именно, что двух стартов для этого достаточно!
Согласно «юридической иерархии» при таком разночтении приоритетным является более «старший» регламентирующий документ. Иными словами – «Общие требования».
Тот же Дрогомирецкий, хотя он и взял 18 очков за 3-е место на Финале, при одном старте в рамках Кубка Украины, в любом случае не будет классифицирован по его итогам.
А вот с классификацией поднявшегося впервые на подиум Чабанова, равно как и Пашко, дела обстоят куда менее однозначно.
Оба пилота Huragan Racing стартовали как раз по два раза.
При этом благодаря повышающему коэффициенту 1,5 на Финале за его второе место Павел взял 22,5 очка, доведя свой актив до 24,5, тогда как Максим заработал 15, в итоге собрав 23.
На счету же стартовавшего в трех гонках Синани, но сошедшего в самой «доходной» из них, осталось 22 балла. И вопрос заключается не в самой плотности результатов этой троицы, а именно в том, как они разместятся в итоговых протоколах Кубка Украины по кольцевым гонкам. И не только они!
Согласно «Регламенту» пилот SDrive должен стать 4-м по итогам года, а два пилота «ураганов» вообще не будут классифицированы и вместе с Дрогомирецким «пропустят» на 5-е место и Денисова. И самое парадоксальное тут другое.
На счету Святослава, стартовавшего во всех четырех этапах, но тоже сошедшего в решающем из них, в итоге только 15 баллов.
Либо же согласно «Общим требованиям» 4-м и 5-м по итогам Кубка Украины будут числиться Чабанов с Пашко. Только после них в окончательной турнирной таблице окажутся Синани и Денисов, тогда как стартовавшие по одному разу Дрогомирецкий и Варавин так или иначе расположатся позади классифицированных пилотов…
Тут нам ничего не остается, как подождать окончательного вердикта чиновников от ФАУ, чьей прерогативой является утверждение официальных результатов, тогда как все наши подсчеты являются исключительно НЕофициальными! И уже тогда мы сможем окончательно подвести итоги Кубка Украины по кольцевым гонкам-2021. Однако это еще не все.
***
Наверняка внимательные читатели заметили, что мы не подвели итоги в классе «8С», а также командного зачета. Так и есть! И помимо традиционных альбомов их ждет еще один, причем довольно необычный материал.
Речь в нем пойдет о … гонках «по понятиям», пресловутых «гонках после гонок» и еще много о чем, довольно неожиданном и не совсем тривиальном. Как говорится – watch this space!
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и автора
Читайте также: