Кубок Украины по кольцу: И эпическим он был! (Часть 1)
6.10.2021
Как мы и предсказывали, Финал Кубка Украины по кольцевым гонкам оправдал все надежды болельщиков, оказавшись и напряженным, и непредсказуемым, подарив немало борьбы на трассе. Возможно, «эпический» - будет и преувеличением, но очень небольшим! В зачете Turing драмы уж точно хватило «с головой».
Пелотон 4-го этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам, который стал его финальным, собрал 21 участника. Причем все они практически равномерно были разбиты на два класса – Turing и Super Turing, тогда как «8С» насчитал лишь две машины. Но, главное, что гонка проводилась в обратном привычному направлению, а именно по часовой стрелке.
Это обстоятельство бросило свой вызова пилотам, особенно с точкой торможения после длиннющей прямой в первом повороте, который обычно является последним.
Большинство участников в этом месте зрелищно блокировали свои колеса, причем не только поутру, но продолжили это делать и в квалификации, и даже в гонке!...
Не менее коварным оказался и «острый» вариант «Картингового поворота», превратившегося из затяжного «тягуна»-дуги, в острую «шпильку», где торможение также было не из простых.
Но тут еще более «проблемным» скорее оказался выход из него, во время гонок «приняв» как в настоящую ловушку из отработанных покрышек ни одну машину! Это место и вовсе было в пору сравнивать с «Ловушкой Венеры», настолько популярным оно оказалось...
Так что можно сказать о том, что судейство как «в воду смотрело», когда после некоторых размышлений решило развести по зачетам не только квалификации, как на предыдущем этапе, но и сами гонки.
Чего только стоили две остановки заезда «Супер Туринга», где в итоге довелось давать аж три старта! И все по причине аварий или вылетов.
Но сегодня мы поведаем о перипетиях в «Туринге». Ведь именно тут после трех этапов имелась самая большая интрига! Сразу три пилота это класса – Вадим Конончук, Сергей Юнашев и Никита Анпилогов, - в совершенно равной степени претендовали на звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам! Как обычно – обо всем по порядку.
Фавориты начинают...
Напомним специфику подсчетов при определении итогов Кубка Украины по кольцевым гонкам. С учетом фактически проведенных четырех гонок, наихудший результат для каждого из пилотов отбрасывается, тем самым определяющим становится не вся сумма набранных очков, а так называемый «результат», вычисляемый по не хитрой формуле «4 минус 1». Причем под худшим понимается и сход и даже «нестарт» в гонке. Однако для Никиты Анпилогова, к этому моменту худшим являлось второе место!
Помимо этого все заработанные на Финале очки, включая бонусные за «поул» и рекордный круг в гонке, перемножались на повышающий коэффициент 1,5. Таким образом, на нем можно было заработать разом аж 33 балла!
Ввиду этих условий, хотя после двух вторых мест и одной победы Никита Анпилогов и собрал увесистые 51 балл, в реалии он находился фактически наравне с двумя главным фаворитами в лице двух многократных Чемпионов Украины Вадима Конончука и Сергея Юнашева.
С учетом отбрасывания «худших», у всех троих насчитывалось по 35-36 очков. И, главное, никому из них, включая и Анпилогова, не было достаточно второго места на Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам! Только победа на нем давала бы возможность завоевать право именоваться его Обладателем! И именно Никита взял «уверенный старт».
На утренней тренировке он показывает лучшее время для этого зачета – 1 мин 38,057 с.
Правда, преимущество Анпилогова над соперниками оказывается минимальным. Лишь 0,082 секунды ему «уступает» Вадим Конончук, в свою очередь, опередив чуть более, чем на 0,4 секунды Сергея Беляева.
За Сергеем Юнашевым, в этот раз не пропустившим утреннюю тренировку, как он это делает уже практически два года, осталось 4-е тренировочное время в 0,7 секундах от лучшего, тогда как Александр Кузьменко стал пятым, но уже в секунде от быстрейшего.
При этом нельзя не отметить, что Александр выехал не просто на перекрашенной, а совершенно новой для него «Калине».
Только затем расположились времена новичка Александра Пухальского, для которого эта гонка стала второй в жизни, а также вернувшегося в строй после пропуска из-за болезни 3-го этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам Антона Поляничко, Павла Марьяненко и Руслана Серова.
На второй тренировке лучшим становится Юнашев, сбрасывая с утреннего времени под три «десятки» и показывая 1 мин 37,776 секунды. При этом Анпилогов второй, всего в 0,156 секундах «позади».
Третье время в этот раз остается за Кузьменко, но уже почти на 0,7 секунды хуже.
Тем не менее, он опередил, и серьезно, показатели Беляева, Пухальского, Марьяненко и Поляничко
При этом Конончук на вторую тренировку и вовсе не выезжал и, судя по всему – он неспроста был уверен в своих силах!
… но удивляет Кузьменко!
Выехав на квалификацию, Вадим проходит серию из четырех быстрых кругов, причем подряд, все еще периодически перетормаживая в первом повороте. И именно последний из них четвертый становится его лучшим.
Конончук снимает три десятых секунды с тренировочного времени Юнашева, показывая 1 мин 37,329 с, забирая вместе с ними «поул». Но, что куда важнее – это преимущество Вадима над ближайшим из соперником и кто именно им стал!
Второе квалификационное время показывают вовсе не остальные претенденты на звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам, а Кузьменко. Да, Александр уступил «поулу» весомые как для «засечки» 0,544 секунды. Тем не менее, позади него остались все остальные пилоты этого зачета.
Более того, и третье время показывает не один из фаворитов, а Сергей Беляев.
Он уступил Кузьменко 0,235 секунды и почти 0,8 «поулу».
Как раз за пилотом SDrive расположился показатель Анпилогова, но уже уступив Конончуку почти секунду.
И только затем, пятым, квалификацию закончил Сергей Юнашев.
Более того, Сергей уступил своему главному визави 1,3 секунды, при этом его «Калина» начала периодически «строчить»!
Тем не менее, к гонке эта проблема была устранена.
Интересно, что 6-е время остается за Владислав Синани, впервые за этот день выехавшим на «восьмерке».
Дело в том, что когда стало известно о решении провести два заезда, «на дворе» уже начиналась вторая тренировка. Тем не менее, ввиду изменения формата соревнования, руководство гонки дало возможность всем желающим использовать свое право и дозаявиться в другой класс.
И к этой теме, ввиду всего произошедшего на 3-м этапе с «ветированием» со стороны Представителя Smart Racing «несвоевременной» подачи заявки от AWT Racing, мы еще обязательно обратимся, но не сегодня… А пока вернемся в квалификацию к гонке зачета «Туринг».
В итоге Владислав проехал всего лишь два круга, где лишь один из них стал «быстрым», но и его хватило для 6-го показателя.
Пусть он оказался ровно в двух секундах от «поула», второй пилот SDrive оставил позади себя сразу нескольких пилотов, включая Пухальского, Поляничко и Марьяненко.
Интересно, что для подавляющего большинства их первый или второй круг на квалификации стали лучшими.
Тот же Кузьменко, Юнашев, Анпилогов, Пухальский и Беляев установили свои быстрейшие времена именно на своих первых «летучих» кругах сразу после выезда с пит-лейна. И как они все потом не старались, так и не смогли улучшиться.
Очевидно, что на «поджаренном» почти летним солнцем асфальте «стоковая» резина этого зачета оптимально «работала» только не прогретой.
Главным исключением в этом плане стал завоевавший «поул» Конончук, который смог установить его уже на прогретом «протекторе». Равно как улучшили свои времена после нескольких кругов Марьяненко с Поляничко и Руслан Серов.
Увы, но что до ветерана, то он только замкнул ряды «Туринга».
«Калина» Серова в этот день явно «не тянула» и он уступил «поулу» 3,3 секунды. Правда, до показателя того же Марьяненко Руслану не хватило лишь 0,110 секунды…
Но кто знал, что старт гонки окажется более непредсказуемым, чем результаты квалификации, еще больше «перетасовав» главных претендентов!
Несмотря на все усилия
Естественно, тех болельщиков, кто реально следил за турнирной ситуацией в Кубке Украины по кольцевым гонкам, в первую очередь интересовало выступление трех претендентов на его обладание. И именно для них решающая гонка выдалась весьма напряженной и во многом непредсказуемой. Особенно это коснулось Никиты Анпилогова.
Увы, но на старте он замешкался, оказавшись в этот момент абсолютно последним в пелотоне, пропустив вперед и двух «младшеклассников» из «8С»!
Конончук сохранил за собой лидерство, равно как Кузьменко второе место, а Беляев – третье. Юнашев же с неудачей Никиты стал четвертым, а Синани пятым. Именно этот квинтет, плюс Анпилогов и сыграли главные роли в этой гонке.
Как ни странно прозвучит для многих, но Конончуку вовсе не удавалось оторваться от Кузьменко.
Шли круг за кругом, но Александр вовсе не отставал от 4-кратного и действующего Чемпиона Украины, временами приближаясь довольно близко к заднему бамперу лидера.
В это же время «Юнга» не долго церемонился со своим вчерашним напарником по SDrive, опередив Беляева на середине первого круга в повороте между «ушами».
Тем не менее, после этого Юнашев вовсе не настиг, а скорее даже начал отставать от двух лидеров!
А тем временем Анпилогов начал настоящий спортивный прорыв, подарив болельщикам немало обгонов.
Никита на первых же метрах без труда расправился с пилотами из «8С», а по ходу второго круга опережает сразу троих теперь уже одноклассников – Пухальскокого, Серова и Поляничко.
Еще круг, и Никита обгоняет и Марьяненко, тем самым, выходя с последнего 10-го места в классе после старта, на 6-е.
После этого Анпилогов кидается в погоню за остальными соперниками, которые к этому моменту уже успели уйти в отрыв. И тут, можно сказать, они ему почти помогли. Поначалу.
Два пилота SDrive на первых кругах устроили между собой настоящую дуэль, где Синани временами просто неистово атаковал Беляева в борьбе за 4-е место.
Дрифтуя «а-ля» Юнашев этапом ранее, Сергею удалось было оторваться от своего напарника-приятеля, но не надолго.
Вся эта борьба двух канареечно-желтых машин отчасти замедлила их, тем самым, позволив приблизиться к ним Анпилогову. Однако тут наступает довольно неожиданная развязка.
Сначала Синани улучает момент и опережает на торможении в первом повороте Беляева, однако Сергей не сдается.
На этом же круге он снова идет в дрифт, а в этот самый момент на его заднем бампере уже появился Анпилогов!
Но, оказавшись как бы снаружи, «Калина» Никиты соскальзывает еще больше с идеальной траектории и оказывается на абсолютно грязной части асфальта, а дальше его ждал гардрейл! Увы.
Удар вроде бы оказался удачным, со 100%-м перекрытием «плашмя», оставив красноречивый теперь уже не желтый, а синий цвет от чайкинского отбойника на весь борт «Калины» Анпилогова.
Более того, двумя поворотами спустя, прямо перед трибунами, заполненными в этот день практически до отказа, Анпилогову удается опередить Беляева. Тем самым Никита выходит уже на 5-е место, но, увы.
Спустя еще пол круга Анпилогов останавливается несколькими десятками метрами после места, где он только что ударился об отбойник кругом ранее. Один из трех претендентов на звание Обладателя Кубка Украины сходит – удар все же сказался и из строя вышла ступица одного из колес…
Тем не менее, в гонке все еще оставались двое других, причем главных фаворитов. И тут не обошлось без интриги, правда, в которую вновь, как и на квалификации, смог вмешаться все тот же Кузьменко!
А шанс все же был!
Впереди Конончук все еще не мог оторваться от довольно серьезно ускорившегося на последних гонках Кузьменко, тогда как идущий третьим Юнашев на удивление так и не приближался к ним.
Более того, после экватора гонки Александр начал не только давить на лидера, но и переходить к более активным действиям.
Если на торможении в первом повороте у него это не удавалось, то на входе во второе «ухо» Кузьменко все же бросается в атаку, чуть было не поравнявшись с машиной соперника!
Вадиму удается «отбить» эту атаку, после чего он взвинчивает свой темп, все же отрываясь от соперника.
Тоже самое делает и Юнашев, в свою очередь, спустя пару кругов оказавшись на заднем бампере «Калины» Кузьменко. Но тут уже сам Александр облегчает задачу сопернику.
Кузьменко допускает ошибку, когда в том же повороте, где он еще недавно пробовал атаковать лидера, его «Калину» срывает с траектории. В другом приглашении Юнашев не нуждался.
Поначалу Кузьменко не отпускал несравнимо более опытного соперника, однако вскоре «Юнга» начал от него отрываться.
Выйдя на второе место, казалось, Сергей начинает нагонять своего главного визави, причем не только этого сезона, но и нескольких последних лет.
Тем не мене, в реалии, Конончук, что называется, - контролировал ситуацию.
Он так и не подпустил к себе Юнашева, закончив гонку на три секунды впереди, тогда как Кузьменко стал уверенно третьим.
Именно Вадим установил рекордный круг в гонке – 1 мин 38,450 с. Он его показал как раз отрываясь от Кузьменко после атаки на него со стороны Александра.
За самим Кузьменко, осталось второе лучшее время, причем оно «уступило» рекордному призрачные 0,043 секунды.
Более того, третье время «Юнги» оказалось хуже Конончука на 0,058 секунды – настолько все было плотно во всех смыслах между этим трио призеров 4-го этапа Кубка Украины по кольцевым гонкам.
Вадим заработал на Финале возможный максимум из 33 баллов, включая три бонусных, обеспечив себе звание Обладателя Кубка Украины по кольцевым гонкам, перехватив его как раз у Юнашева, завоевавшего его в прошлом году.
Итоговые и сумма и «результат» Конончука составили 69 очков против суммы в 65,5 у Юнашева, чей «результат» после отбрасывания худшего показателя составил 57,5 очков.
Отрадно было видеть, что как на самой церемонии награждения, так и после нее, два визави были оба в приподнятом настроении, не выказывая и намека на отрицательные эмоции от поражения.
Тем более это касалось Кузьменко, поднявшегося на подиум всего во второй раз в своей спортивной карьере, причем подряд!
Что же до Никиты Анпилогова, то ему действительно можно было посочувствовать ибо его авария во многом оказалась на грани нелепого фатума…
Тем не менее, он выложился на этой гонке на полную, продемонстрировав и скорость и бойцовский характер. Ну а неким «утешительным призом» для Никиты стало то, что после его схода и нуля очков, к нему «вернулись» те самые 51 балл, которые он заработал ранее благодаря одной победе и двум вторым местам, так что по итогам Кубка Украины по кольцевым гонкам он более чем уверенно стал третьим…
Но это далеко не все события этой гонки, так как позади лидеров в этот день всё было более чем оживленно!
Пусть и не за призы, но тоже остро!
Самое интересное, что первую половину гонки на трассе разворачивалось сразу две, причем довольно оживленные спортивные дуэли, которые в обоих случаях велись в довольно интригующих парах. Дело в том, что в обоих случаях речь шла не просто о напарниках по команде, но и приятелях в жизни!
Об одной из них, в паре пилотов SDrive, уже было рассказано, где после немалого прессинга на Сергея Беляева верх одержал Владислав Синани, который и финишировал в гонке первым вне подиума, на 4-м месте. За ним же осталось и 5-е лучшее время в гонке – 1 мин 39,149 с, - уступившее 0,6 секунды рекордному Конончука. Но тут интересно другое.
Владислав умудрился установить его дважды! На нашей памяти такое происходит впервые в истории, когда во время гонки, да и в квалификации такое не припоминается, чтобы хронометраж зафиксировал совершенно одинаковое время с точностью до тысячной доли секунды! Этими лучшими для Синани стали 10-й и 13-й круги, как раз в борьбе с Беляевым.
Сам Сергей финишировал 5-м, но на почтительном расстоянии от своего напарника-друга, показав на своем лучшему круге время чуть хуже, чем у Синани.
Более того, Беляев стал последним из пилотов, чей лучший круг вошел в 1 мин 39 секунд – остальные оказалась несколько медленнее… Тем не менее, это не означало, что во второй половине пелотона не было борьбы. Напротив!
Два других напарника-приятеля в лице Павла Марьяненко с Антоном Поляничко просто схлестнулись в настоящей дуэли, пусть и велась она только за 7-е место.
Со старта впереди был Павел, однако вскоре сначала опередив Серова с Пухальским, его настигает Поляничко и тут начинается!
После довольно сильного прессинга Антон обходит своего товарища-соперника опережает его.
Однако Марьяненко не сдается, и вскоре «возвращает должок», вновь выходя вперед в этом противостоянии, но оно и не останавливается на этом! Кругом спустя Поляничко вновь опережает соперника и тут же наступает окончательная развязка этого противостояния.
Увы, но под прессингом Павла, Антона заносит в том самом новом «Картинговом повороте» и он вылетает на ограничивающие лимиты трассы покрышки.
Увы, но «восьмерка» Поляничко застревает на них, и за сим гонка для Антона заканчивается. А жаль, так как борьба между этими двумя напарниками-соперниками была более чем красивой и интересной!
К счастью, в реалии на этом инциденте не пострадал не только никто, но и ничто и после финиша когда машину вызволили из этого плена покрышек, Антон смог самостоятельно вернуться в боксы…
Но и позади них, так сказать за право не быть последним, тоже разворачивалось противостояние, в котором даже не обошлось без контактной борьбы, кстати, единственного в этом заезде.
И за право не быть последним…
Что интересно, речь тут шла о двух полных противоположностях. В ней сошлись Александр Пухальский, для которого это была вторая гонка в жизни, и Руслан Серов, выступающий в «кольце» уже два десятка лет, и под четыре десятилетия в автоспорте, если начинать отсчитывать с картинга! Дуэль между ними развернулась практически с первых метров, где после некоторого сопротивления Серов смог опередить дебютанта.
Однако Александр не сдается и идет в контратаку, перед вторым «ухом» и в этот момент между ними и происходит контакт, причем двойной!
Второй из них произошел когда Серов возвращал себе позицию, и чуть был не привел к серьезным последствиям! К счастью, оба удержали свои машины на трассе, хотя момент был весьма и весьма «горячий».
После этого ветеран, несмотря на то, что его «Калина» получила небольшие повреждения и заднее левое колесо начало тереть о загнутый бампер, смог «отъехать» от своего юного визави, но, не надолго.
Руслан вылетает в том же самом месте, где буквально кругом спустя окажется Поляничко!
С той лишь разницей, что Серов все же смог выбраться из плена покрышек, не зарывшись в них так глубоко, и продолжить гонку.
Правда, к этому моменту Пухальский смог уехать далеко вперед.
Более того, отчасти, причина по которой Поляничко застрял в этом месте кроется именно в том, что слой покрышек был нарушен кругом ранее Серовым при его вылете.
Тем самым в нем образовалась брешь, в которую как в своего рода на трамплине и подлетела машина Поляничко, засев после этого «брюхом»….
Более того, в своей попытке нагнать Пухальского, на предпоследнем круге Серов вновь вылетает, теперь на выходе из последнего поворота (второго «уха»).
Тем не менее, «пропахав» по отнюдь неровной в этом месте обочине, Руслан все же возвращается на трассу и финиширует в гонке.
Правда, как и на квалификации, ветеран оказался последним в классе, тогда как Пухальский закончил гонку на предпоследнем 7-м месте.
При этом нельзя не отметить, что с точки зрения лучшего круга в гонке в этом, назовем его втором эшелоне «Туринга», именно Серов оказался быстрее всех, установив 1 мин 40,270 с на своем лучшем круге.
Но, увы, сама гонка в целом для него не сложилась…
С финишем Финала Кубка Украины по кольцевым гонкам в классе «Туринг» мы разобрались. Настало время подсчета очков, и не только заработанных на нем, а ведь они тут перемножались на повышающий коэффициент 1,5, но и во всем сезоне. И вот тут, как и в самой гонке, позади трио лидеров мы получили сюрприз.
… и окончательные подсчеты
С 35 очками «лучшим среди остальных» - 4-м, стал Кузьменко. А ведь после двух первых этапов он шел предпоследним 9-м! Тем не менее, два подряд финиша на подиуме, причем которые стали первыми в его карьере, плюс то, что третье место на Финале приносило разом 18 очков, помогли Александру опередить сразу нескольких куда более опытных соперников.
Всего три очка ему уступил шедший до этого 4-м Беляев, став по итогам Кубка Украины 5-м.
При этом нельзя не сказать, что не уступи Беляев своему же напарнику в решающей гонке и закончи он ее четвертым, Сергей собрал бы в итоге те же самые 35 очков, что и Кузьменко. Тем не менее, и тогда при равенстве очков, благодаря более высоким финишам Александра, включая решающую последнюю гонку, Кузьменко все равно по итогам оказался бы выше…
Финишировавший все до четыре этапа «в очках», Марьяненко набрал сумму в 29 балл.
С учетом отбрасывания одного худшего, «результат» Павла составил 23 очка, принесшие ему 6-е итоговое место в Кубке Украины по кольцевым гонкам.
Серов также смог финишировать на всех этапах, поэтому при его сумме в 20,5 баллов, в зачет пошли 17,5 которые означают 7-е место по итогам сезона.
Следом с 17 очками идет Синани, проехавший в зачете «Туринг» только в двух из четырех гонок. И вот тут имеется нюанс. А именно, непонятно как в итоге будет вестись окончательная классификация.
Согласно «Регламента ЧУ и КУ по кольцевым гонкам» пилот, проехавший только в двух этапах не должен быть классифицирован по итогам года. Однако с точки зрения «Общих требований» согласно тому же пункту 11.8, на который и ссылается «Регламент», он таковым должен считаться!
Хотя это не более чем вопрос «формальности», так как думается, что для того же Синани, как и для многих других участников, эти места мало что значат и уж точно абсолютно ни на что не влияют…
Поляничко пропустил из-за болезни только одну гонку, так что он будет в любом случае классифицирован по итогам года. Увы, но на двух этапах, включая решающий Финал, Антон сходил.
Так что в активе Поляничко осталось только 12 очков и с ними он будет расположен либо на 8-м, либо на 9-м месте, опередив Пухальского.
Как и Синани, дебютант также выступил только в двух гонках – первых в его жизни, – тем не менее, собрав 10 очков.
Замкнет же ряды «Туринга» Максим Волынец с 8 очками, стартовавший лишь один раз…
Куда важнее эта непонятная ситуация с классификацией будет при подведении итогов в классе «Супер Туринг», гонка которого выдалась, скажем так – ну совсем необычной!
Но, обо всем этом во второй части нашего развернутого рассказа о Финале Кубка Украины по кольцевым гонкам.
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и автора