Кошик

ЧУ по трековым гонкам: Малочисленно, но зрелищно и напряженно

ЧУ по трековым гонкам: Малочисленно, но зрелищно и напряженно
3.08.2021
После Червонограда два очередных этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам принял спидвейный стадион в Вознесенске. И хотя гонки оказались малочисленны, борьбы на трассе и обгонов хватало в оба дня!

Да, 3-й и 4-й этапы Чемпионата Украины по трековым гонкам в зачете для взрослых пилотов «ТН-9» собрали только по 9 участников. Ввиду такой малочисленности в каждом заезде вновь должно было стартовать только по 3 автомобиля. Однако ввиду отказов техники, в отборочных заездах на старт выходило и по два и пару раз даже по одному участнику! 
Более того, в субботу соперников не хватило даже для привычных квартетов на полуфинальные заезды. А вот в воскресенье о старте трех машин в решающих финалах решение было принято намеренно ввиду безопасности соревнования. Причиной тому послужила серьезная авария, произошедшая уже в первом же заезде дня. Тем не менее, несмотря на малочисленность, борьбы на трассе, даже когда на ней оказывалось лишь два автомобиля, оба дня оказывалось предостаточно! Как обычно, обо всем по порядку. 

Считать будем по-новому!

Помимо борьбы на трассе, 3-й и 4-й этапы Чемпионата Украины по трековым гонкам запомнятся в первую очередь самим участникам сразу двумя довольно противоречивыми решениями судейства. Так, с самого начала появления дисциплины «Автоспидвей», а до этого в существовавших несколько десятилетий еще со времен СССР зимних ипподромных гонках, при старте в заезде трех машин система начисления зачетных балов всегда оставалась неизменной - 2/1/0. 
В этот же раз по каким-то причинам судьи приняли решение ввести начисление очков как 3/2/1. Вроде бы, а «Почему бы и нет?». Но тут есть сразу несколько нюансов.



Нельзя забывать, что в этой автоспортивной дисциплине буквально каждый заработанный балл в любом заезде может решить даже судьбу чемпионского титула! В треке буквально все до единого заработанные пилотами очки по ходу каждого из этапов идут в их индивидуальные копилки, определяющие места по итогам года. 
С учетом данной специфики, новая система начисления очков должна сохраниться до конца сезона. В противном случае возникнет спортивная несправедливость. Хотя, последняя, отчасти уже «имеет место быть».



То, что при старте трех машин исчезла «баранка» за последнее место, тоже отнюдь не является таким однозначным решением со спортивной точки зрения. Теперь, в случае, когда на очередном этапе «Автоспидвея» соберется достаточно участников и в заездах будут стартовать привычные квартеты, по отношению к ним возникнет определенная несправедливость. 
Дело в том, что тогда система начисления очков сохранится классической – 3/2/1/0. А ведь цена «виктории» при оппозиции из трех соперников на трассе однозначно должна быть выше, чем при всего двух! 



Тем не менее, в обоих случаях теперь она будет измеряться одними и теми же тремя зачетными баллами…
Более того, в итоге в Вознесенске ввиду поломок техники и множества пенальти и вовсе большинство из 12 отборочных заездов проходили при всего двух стартующих. Мало того, пару раз все сводилось и вовсе к формальности, когда на старт выходил всего один пилот! И он получал те же самые три очка за такую «номинальную» победу…



В этой связи мы связались с главой Комитета трековых гонок ФАУ Андреем Яроменко и он заверил нас, что до конца года на всех этапах при формате со стартом трех машин в отборочных заездах будет сохранена новая система начисления очков… Однако вовсе не данное нововведение стало главной «неоднозначностью» гонок в Вознесенске. Еще противоречивее, а в итоге где-то даже циничнее, выглядело другое новшество «от судейства».

Противоречивые … конусы

Всем, включая тех, кто сегодня интересуется той же «Формулой-1», известна ставшая настоящей притчей во языцех проблема с соблюдением пилотами границ трассы. Точнее, - с пересечением белой линии, ограничивающей ее границы. Кто сказал, что трековые гонки будет исключением? Однако в них данная «проблема» существует с самого зарождения «Автоспидвея» и до этого момента она без каких-либо проблем решалась.

 

С самого начала и по сегодняшний день в Регламенте «Автоспидвея» более чем просто и ясно прописана ситуация с пересечением белой линии, а именно пункт 11.5.4. Трактуется он так.
За наезд на белую линию или внутреннюю бровку дорожки двумя колесами пилот получает предупреждение от Директора соревнования. При этом предупреждение НЕ дается в случаях, «когда это было сделано в интересах безопасности других автомобилей и при этом не произошло смены позиции, либо вынужденно под натиском со стороны соперника». Еще раз - за один выезд двумя колесами согласно правил дается ТОЛЬКО предупреждение! 



В случае трех «предупреждений» за гонку, а их пилот может получать и за другие «провинности», он снимается с соревнования и все его очки аннулируются. Заезд же сразу всеми четырьмя колесами за белую линию обычно всегда вел для провинившегося к аннулированию результата именно данного заезда. 
В этот же раз, аргументируя беспокойством о безопасности, судейство решило серьезно изменить как саму систему пенализации, так и контроль за фактором «белой линии».



Причем, насколько правомочными являются подобные манипуляции с четко прописанными пунктами Регламента – большой вопрос!... Как бы то ни было, но в Вознесенске в дополнение к белой линии границы трассы ограничили конусами, официально именуемыми «фишками». 
Да, касание такого конуса является более наглядным фактом нарушения лимита дорожки и он более однозначен для вынесения решения судьями. Если не считать одно небольшое «но».



Будь эти «фишки» установлены в метре от белой линии – «нэма пытань». Однако их поставили практически прямо на саму белую линию! И, как, возможно, кто-то из наших читателей уже догадался, за сбитый конус следовало аннулирование результата заезда для данного пилота. А ведь по правилам за это должно было следовать только предупреждение, и то не во всех случаях!
Самое, наверное, ужасное, что об аннулировании их результатов некоторые пилоты и вовсе узнавали только вечером, когда увидели итоговую таблицу всей гонки опубликованной в мессенджерах!... 



А вот это и вовсе уже «попахивает» некой подтасовкой результатов! Возможно, это звучит и жестко, но а как по другому можно охарактеризовать подобную ситуацию?!... 
Мало того, что в более половине из 12 отборочных заездов оба дня стартовало по две, а то и одной машине. Так там, где их все же оказывалось трое, многие результаты, причем даже сразу двух пилотов, в итоге оказывались аннулированными за те самые сбитые «фишки»! И это при том, что согласно совершенно официально прописанным правилам, спортсмены имели полное право выезжать двумя колесами за пределы трассы! 



К примеру, этого практически невозможно избежать во время борьбы, тем более, когда обороняющаяся сторона делает это слишком активно. В таком случае атакующему пилоту во избежание столкновения ничего не остается, как выехать за пределы трассы, дабы избежать столкновения – ситуация, прописанная в Регламенте как «под натиском». Судя по всему, в этот раз аннулировались результаты и в подобных случаях, и не раз!...

Сразу двое «в минус»

Благо, что во многих заездах, даже при двух стартовавших, на трассе в Вознесенске велась борьба. Ну а зрителям на трибунах, а в субботу они не пустовали, мало волновали зарабатываемые очки и тем более аннулированные результаты «постфактум»... Субботняя гонка сопровождалась жаркой погодой, бросившей свой дополнительный вызов. Не столько пилотам - благо заезды в треке длятся менее двух минут, - а скорее их технике. 
К примеру, дебют в «Автоспидвее» Валерии Билоус оказался скомкан ее Seat-ом.



Испанский «друг» отказал начинающей пилотессе и в субботу она так и не смогла принять старт ни в одном из заездов. При этом Валерия стала не единственной, кого в этот день подвела техника. 
Понятно, что дебютантка вряд ли составила бы конкуренцию завсегдатаям трека, чего нельзя было сказать об Ярославе Крищуке и Андрее Сапужаке. Они являются быстрыми пилотами и оба столкнулись с техническими проблемами, что однозначно лишило зрителей гарантированной порции зрелищности.



Ярослав успел отметиться в гонке, подарив зрителям борьбу, но совсем недолго. 3-й отборочный заезд свел его, Сапужака и Тараса Квачука. Именно Тарас повел в нем со старта, тогда как Ярослав с первых же метров приступил к прессингу на лидера. 
После пары кругов с непрекращающимися атаками, Крищуку удается опередить соперника и тут же начать уходить в отрыв. Однако спустя пару сотен метров в начале последнего круга «Гольф» Ярослава замирает!



Увы, но за сим гонка для Крищука закончилась и впереди его ждет капитальный ремонт двигателя. Но и это не все.
В довершение ко всему своего рода издевкой для юного пилота стало то, что и этот результат Ярослава (третье место, которое в этот раз приносило один зачетный балл) в итоге был аннулирован!



При своей атаке на соперника Крищук действительно сбил «фишку», и тут мы вновь не можем не отметить, которая стояла прямо на белой линии!...
Что же до Сапужака, являющегося вице-Чемпионом прошлого года, то на его «Форд Эскорте» двигатель начал перегреваться с самого начала и в субботу он попросту «не ехал».



Несмотря на эти проблемы, пилот из Львова пытался сражаться, однако за те самые задетые конусы результаты Сапужака оказались аннулированы аж четыре раза только за одну субботу! 
Причем в случае с полуфиналом, где Андрей не на шутку сошелся с Тарасом Квачуком и после напряженной дуэли смог обогнать его, впоследствии он лишился двух баллов за второе место.



Самое интересное, что и результат соперника Сапужака также был аннулирован! Иными словами, очки за второй полуфинал в субботу получил лишь победивший в нем Андрей Яроменко!...
В итоге, являясь одним из главных фаворитов, Андрей Сапужак за субботу заработал лишь два очка. Да, тут можно сказать, что все участники находились в равных условиях и далеко не все из них получили пенальти за сбитые конусы. 



Тем не менее, когда пилотов лишают их совершенно законного права, и вместо привычного предупреждения сразу «отнимали» результат – все это кажется не совсем правомочным….

Новый «старый» игрок

Но и у главного визави Сапужака последних пары лет - 2-кратного и действующего Чемпион Украины Андрея Яроменко, - легкой прогулки в этот раз не вышло. Более чем достойную конкуренцию ему в Вознесенксе, по крайней мере – в субботу, - составил Николай Пелешок.



Будучи настоящим ветераном, Николай уже много лет выступает в «Автоспидвее» - дисциплине, задуманной и воплощенной в жизнь его родным братом Сергеем Пелешком, к огромному сожалению, покинувшем нас два года назад. 
Однако ранее «под» Николаем оказывалась совершенно не конкурентноспособная техника – он и вовсе несколько сезонов выступал на скромной 1,6-литровой «восьмерке» и это против 2-хлитровых, да еще и «заряженных» «Гольфов»!...



Теперь же ровненчанин и сам приобрел «немца», и наконец-то довел его мотор «до толку», после чего Пелешок буквально полетел.
Уже в первом же заезде дня Николай вырывает победу у Яроменко, тем самым, задавая тон этой гонке. Более того, Пелешок выигрывает и все остальные свои заезды, равно как это делает и Яроменко. 



Правда в некоторых из них у лидеров оказывался лишь один соперник, а Николай и вовсе один раз стал единственным стартовавшим. Благо, в полуфиналах приняли участие по три участника, однако и тут Яроменко и Пелешку не нашлось равных. 
Не получилось бросить вызов фаворитам и победившему в двух первых этапах этого сезона Анатолию Гудкову, на счету которого имелось два первых и два вторых места в субботних отборочных заездах.



В первом полуфинале Пелешок без проблем «уехал» от Анатолия, не говоря уже о финишировавшем третьим Владимире Квачуке. В итоге в субботний Финал выходят Пелешок с Яроменко, собравшие 15 и 14 очков соответственно, плюс Гудков, на счету которого оказалось 12 баллов. 
На старте Николай захватывает было лидерство, однако уже во втором вираже Яроменко подтверждает свое реноме главного фаворита, не только практически сразу опередив Пелешка, но и уйдя от него в отрыв.



Таким образом, именно Андрей возглавил подиум 3-го этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам. При этом обе они с Пелешком набрали поровну - по 17 баллов. 
Анатолий Гудков вновь не смог бросить вызов двум субботним лидерам, став третьим на подиуме, собрав в итоге 13 очков.



Нельзя не отметить, что как раз это трио пилотов ни разу не задело ограничительных конусов. Соответственно, они получили в свой «актив» все до единого заработанные ими баллы, тогда как остальные в этот день «насобирали» с дюжину «штрафов»!...
Отец с сыном Владимир и Тарас Квачуки, вступавшие на одной машине, оказались вне подиума.



Причем именно сын Тарас стал «лучшим среди остальных», заработав 9 очков, тога как закончившие день позади него отец Владимир и Сапужак собрали всего 3 и 2 балла соответственно. Ну а в воскресенье, увы, столь яркая заявка на победу от Николая Пелешка оборвалась, что называется - не успев начаться.

Прерванный полет

Для начала, в воскресенье Вознесенск встретил своих гостей дождем, отчего, к сожалению, в этот день трибуны мототрека откровенно пустовали. Причем пусть и небольшие, но осадки продолжались практически всю гонку. К счастью, полотно этого мототрека оказалось тщательно подготовленным и в отличие от Червонограда даже в дождь практически «не рылось». 



Не говоря уже о том, что оно не шло ни в какое сравнение с той багнюкой, в которое после осадков превращалась временная трасса в Черновцах.
Благодаря этому, несмотря на дождь, пилоты все равно могли пускать свои машины юзом и даже атаковать по наружному радиусу. И, по какой-то спортивной иронии, самым ярким тут выдался первый же отборочный заезд дня.



Уже в первом вираже между Гудковым и вырвавшемся было в лидеры Пелешком происходит контакт, причем довольно явный. 
После полученного увесистого удара в задний бампер Николай оказывается только третьим. Интересно, что по правилам при столкновении в первом повороте заезда, тем более приведшем к смене позиций, он останавливается и дается рестарт. В данном же случае по каким-то причинам судейство не стало останавливать заезд. В ретроспективе смотря, это стало роковым обстоятельством!

Видео: https://www.facebook.com/100002043403835/videos/136559558504937/?d=n

Николай тут же кидается в атаку и сразу опережает Владимир Квачука, после чего он отчаянно преследует своего «обидчика», ушедшего было в отрыв. В конце третьего круга на входе в вираж Николаю удается опередить соперника, однако тот мастерски перекрещивает траекторию, оставляя Пелешка снаружи. 
Увы, но при этом Анатолий вновь допускает контакт с соперником, после чего «Гольф» Николая отправляется в забор, снося не только несколько его метров, но и пару бетонных столбиков! К счастью, в этом инциденте кроме «свежее подготовленной» машины Пелешка и забора никто не пострадал. 



Вполне предсказуемо результат Гудкова был аннулирован, а победа присуждена как раз Николаю. Однако, думается, что для него эти три очка стали крайне слабым утешением. Помимо преждевременного окончания гонки, Пелешка ждет довольно серьезный ремонт его «Гольфа», получившего повреждения подвески и спереди и сзади. 
К счастью, по нашим сведениям сам мотор в той аварии не пострадал… А тем временем, в остальных воскресных заездах борьбы тоже хватало – к счастью без таких последствий. Они проводились по той же формуле, что и накануне. Причем, хотя Ярослав Крищук выбыл из борьбы, в этот раз на старт все же смогла выйти Валерия Билоус на своем весьма оригинально разукрашенном «Сеате».



Девятым участником в воскресенье стал впервые в этом году присоединившийся к трековикам Сергей Лакушев. Интересно, что пилот из Запорожья выступает на совершенно непривычной, причем не только для «Автоспидвея», но и для всего автоспорта «Славуте»!

Противостояние двух Андреев продолжается!

Для начала, с похолоданием и отсутствием пыли, в воскресенье снова «поехал» Ford Escort Сапужака. Свой первый воскресный старт Андрей легко выигрывает ввиду того, что у него в оппозиции оказалась лишь одна Валерия Билоус, чей «Сеат» хотя и поехал, но крайне медленно.



Зато в его следующем своем заезде (и пятом в день) хотя на старте снова оказалось всего две машины, Сапужаку довелось посражаться за победу с Тарасом Квачуком, где Сапужак буквально вырвал это первое место у соперника. В следующем заезде тоже стартовало лишь двое, где оппозицию Гудкову составил не выступавший накануне Сергей Лакушев.
На своей «Славуте» он три круга неистово атаковал Анатолия, причем периодически делая это по наружному радиусу. В итоге Сергею удался обгон именно снаружи, тогда как контратака со стороны Гудкова на последнем круге не увенчалась успехом.



Не успели зрители перевести дух, как их ждала очередная дуэль!
На старте следующего заезда вновь стояло лишь две машины – Лакушева и Сапужака. Они прошли на пределе все четыре круга, однако в этот раз Сергей не смог составить конкуренцию куда более опытному трековику.

Видео: https://www.facebook.com/100002043403835/videos/1682621478615438/?d=n

В это же время другой Андрей – Яроменко, - практически без борьбы, побеждает в трех своих заездах. Однако его последний отборочный оказывается не столь простым. 
В 11-м заезде дня таблица сводит Яроменко с его визави-тезкой, а также Гудковым. 

Видео: https://www.facebook.com/100002043403835/videos/193201986070119/?d=n

Успев серьезно заявить о себе с вершинами подиума на двух первых этапах, Анатолий просто таки вырывает победу на последнем круге 8-го заезда дня у Тараса Квачука. Но в 11-м главным магнитом внимания стала борьба двух Андреев. 
Их первая же очная встреча заканчивается столкновением!



Пока Анатолий Гудков захватывает лидерство, позади него Сапужак после откровенно неудачной попытки атаки откровенно разворачивает машину своего соперника в первом вираже. Интересно, что это столкновение произошло на втором круге, при этом все три машины оставались на ходу, и, тем не менее, в этот раз судьи останавливают заезд. 

Но и с Гудковым считаться придется!

Естественно, после такого столкновения провинившегося Сапужака снимают с заезда, что совершенно соответствует правилам.



После этого дается рестарт, теперь уже для всего двух машин. Тем не менее, и он «не помог» Яроменко. Андрей вновь проигрывает старт, после чего несколько кругов порой просто таки неистово атакует соперника. 
Тем не менее, Анатолий устоял под этим натиском, став единственным, кто в воскресенье смог опередить 2-кратного и действующего Чемпиона Украины…



Тем самым, как и два Андрея, Гудков выходит в полуфиналы, куда также как и накануне, пробивается и «семейный подряд» отца и сына Квачуков, плюс Сергей Лакушев. Но, увы, в полуфиналах вновь как таковой борьбы не вышло.
В первом из них Яроменко уезжает от Лакушева и Тараса Квачука, тогда как во втором аналогично уверенно выигрывает Гудков, в то время как на «Эскорте» Сапужака «выпадает» вторая передача. 



С этой поломкой львовянин хотя и выходит в Финал, собрав 11 баллов против 14 у Яроменко и тех же 11 у Гудкова, но скорее в нем не более чем «участвует». Благо для зрителей, в решающем заезде дня все же не обошлось без интриги и борьбы. Со старта тут вновь дольно уверенно повел Гудков, тогда как Яроменко изо всех сил пытается нагнать лидера. 
Несмотря на все усилия со стороны Андрея, расстояние между ними не изменялось и, казалось, что Анатолий вновь победит, как и на первых двух этапах в этом году. Однако на входе в самый последний вираж Финала, Гудков ошибается, проходя его довольно широко. Во втором приглашении несравнимо более опытный соперник не нуждался!



Буквально на финише Яроменко вырывает победу. Тем самым, он вновь, как и накануне, зарабатывает весомые 17 очков и возглавляет подиум, теперь уже 4-го этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам. 
В активе поднявшегося на вторую ступень Гудкова за это дождливое воскресенье накопилось 13 баллов против 12 у ставшего третьим Сапужака.



«Лучшим среди остальных» в этот день становятся сразу двое – Лакушев и вновь Тарас Квачук, собравшие в итоге по 10 баллов, тогда как на счету Владимира Квачука в этот раз тоже оказалось немало – 8 очков.

И среди детворы не без своей неоднозначности

Помимо взрослых в Вознесенске выступали и дети на багги. Их тоже оказалось немного и тут тоже не обошлось без технических поломок. При этом у детворы система начисления очков осталась классической для четырех стартующих – 3/2/1/0. Тем не менее, именно с подведением итогов, особенно в субботу, и тут не обошлось без своих неоднозначностей.



Багги Глеба Маслечко после пары побед отказалось ехать и он пропустил два заезда. Тем не менее, к Финалу не без помощи одного из механиков Андрея Сапужака, оно «ожило». Согласно формату, при четырех участниках, после четырех не совсем отборочных заездов в Финал в реалии выходят все участники.
Опередив Богдана Марущака, Глеб побеждает в нем и возглавляет подиум младшей подгруппы. При этом нельзя не отметить, что на счету победителя оказалось лишь 9 баллов против 11 у ставшего серебряным призером Богдана. Казалось бы – как такое возможно?!



Дело в том, что с введением несколько лет назад нового формата соревнований в «Автоспидвее» с обязательными финальными заездами, было принято решение определять итоговый подиум именно по факту финиша Финала. Ранее же на протяжении многих лет определяющими являлись исключительно суммы заработанных участниками очков на этапе. 
Теперь «благодаря» такому нововведению в раундах Чемпионата Украины по трековым гонкам случаются и такие казусы, когда победитель в итоге зарабатывает за день меньше, чем призер. Однако, как мы уже не раз говорили, занятые места на подиуме в треке практически не имеют никакого значения, так как в активы пилотов по итогам года все равно идут все до единого очки, заработанные ими по ходу дня…



Третьим в младшей подгруппе стал Артур Гнатович, собравший в итоге 7 очков, тогда как багги Татьяны Яроменко практически весь день отказывалось ехать.
Среди старших в субботу все прошло куда более однозначно и без интриги, по крайней мере - «спереди». Василий Марущак выиграл все до единого заезды дня, включая Финал, оставив позади своего брата Богдана. Позади же братьев Марущак и тут произошла схожая ситуация, что и среди младших.



Третьей на подиум поднялась Татьяна Яроменко, хотя на ее счету оказался всего один единственный балл, против трех у Артура Гнатовича. Однако, ввиду того, что он уступил сопернице в Финале, соответственно Артур оказался вне подиума…
В воскресенье Богдан Марущак восстановил свое реноме лидера. Он выиграл в двух отборочных, а потом и финальном заезде, собрав в итоге 12 очков. Масленко, багги которого вновь «капризничала», как и накануне стартовал только дважды в «отборочных» заездах и выиграл в них. Однако в решающем Финале Глеб уступил Богдану, тем самым с 8 очками заняв вторую ступень подиума подзачета 1-ЮМ, где бронзовым призером с тем же количеством очков вновь стал Гнатович.



Среди старших балом вновь правил Василий Марущак, снова выиграв все заезды, второй день подряд собрав возможный максимум из 15 баллов. Его бат Богдан неизменно финишировал вторым, собрав в итоге 10 очков против 5 у Гнатовича, в воскресенье дважды поднявшись на третью ступень подиума.

*** 



Равно как и позади двух лидеров, где Тарас Квачук уступает всего 4 пункта Андрею Сапужаку, собравшему 35 баллов. Остается надеяться, что до этого момента свои машины смогут восстановить и Ярослав Крищук с Николаем Пелешком, на счету которых после их неудач в Вознесенске только 25 и 20 очков соответственно…



Вячеслав Щербина для украинских трековиков и их болельщиков
Фото участников и архив автора

Читайте также:
ЧУ по трековым гонкам: Новая трасса и новый победитель
Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!