Кошик

ЧУ по трековым гонкам: По обе стороны гаревой дорожки

ЧУ по трековым гонкам: По обе стороны гаревой дорожки
24.10.2020
Наш расширенный рассказ о 5-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам мы завершаем традиционным альбомом о жизни «за пределами» самой трассы, включая, естественно, и портреты самих участников и не только их.


Летний трек, а точнее «Автоспидвей», задуманный более 20 лет назад Сергеем Григорьевичем Пелешком, увы, безвременно ушедшем от нас весной этого года, является уникальной в своем роде дисциплиной. В ней был скрещен классический мотоциклетный спидвей и ипподромные гонки, проводимые на снежно-ледяном покрытии многие десятилетия на широтах «одной пятой». Главной же спецификой «Автоспидвея» является само гаревое покрытие.




Именно таковое впервые в этом году встречало украинских трековиков на мототреке «Горняк», расположенном в Червонограде. Увы, но все предыдущие четыре этапа нынешнего сезона «Национальной Лили Автоспидвея» прошли на временных грунтовых трассах, гонки на которых не идут ни в какое сравнение с теми, которые проводятся на настоящем гаревом покрытии.




Традиционно для настоящего «Автоспидвея» гонку в Червонограде открывал парад пилотов, которых в этот раз на трассу вывели украинские байкеры! После этого, они тоже были не против попозировать для «фото на память».




Главной же частью официальной церемонии открытия соревнования является представление самих участников. И в «Автоспидвее» оно имеет свой неповторимый шарм, так как расположенные на трибунах, которых априори не существует на «нарезанных» в поле или овраге трассах, зрители находятся буквально в паре метрах от тех, кто спустя мгновения будет дарить им эмоции от настоящей борьбы на трассе!...



… в этот раз впервые в этом году среди участников оказались и братья Потапчуки, в свое время стоявшие у истоков «Автоспидвея» вместе с Сергеем Пелешком, на какой-то момент, превратив их родной Луцк во вторую столицу этой дисциплины. 
И хотя Игорь с Юрием последние годы отошли от мира автоспорта, судя по всему, они возвращаются в него и не одни! По стопам отца и дяди уже пошел Александр – сын старшего из братьев – Юрия.



Вот кто никогда не оставлял Сергея Григорьевича Пелешка, так это Николай, его младший брат. Он и сейчас продолжает его дело. Причем на гонку в Червонограде «Коляша», как его уменьшительно-ласкательно любил называть старший брат, выехал на новом для себя «Гольфе» - автомобиле, который в 2017-м году помог завоевать чемпионский титул Олегу Лустюку.



А для Виталия Гончаренко эта гонка стала абсолютным дебютом не только в треке, но и в автоспорте в целом. В «повседневной жизни» он является механиком ровненской команды, подготавливая автомобили Николаю Пелешку и Игорю Романову. 
И дебют оказался результативным – два старта и два третьих места, тогда как один раз, когда их свела стартовая таблица, Виталию пришлось уступить место за рулем этого «Гольфа» его новому владельцу – Юрию Потапчуку.




Естественно на 5-й этап приехали и два претендента на титул – два Андрея – Яроменко и Сапужак. После четырех раундов их разделяли всего три очка, то есть одно первое место на одном заезде! За плечами действующего Чемпиона Украины по трековым гонкам Андрея Яроменко не один год в автоспорте. Еще больше лет в гонках и у Сапужака. Однако все их он отработал «по другую сторону» трассы! 
С середины 90-х Андрей помогал своему отцу с хронометражем во многих десятках и даже сотнях соревнований. В качестве же пилота Сапужак начал выступать только с прошлого года и уже на второй сезон он смог составить более чем достойную конкуренцию нынешнему фавориту «Автоспидвея»!



Но, в этот раз в Червонограде появилась новая и очень серьезная угроза обоим лидерам - Сергей Юнашев. Многократный Чемпион Украины по кольцевым гонкам имеет немалый опыт и в ипподромных и ледовых трековых гонках, однако на летнем треке эта гонка стала для него дебютом, и каким!... Но, об этом, равно как об откровенной предвзятости судейства к нему, мы уже успели более чем подробно рассказать…



Помимо взрослых, на 5-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам выступали и дети. Правда, их оказалось совсем немного – всего четверо. При этом Василий Марущак оказался единственным участником в более старшем зачете 1-ЮС, тогда как его младший брат Богдан вместе с Андреем Лакустой и Татьяной Яроменко оспаривали места в 1-ЮМ.




Детвора выступает в «Автоспидвее» на мини-багги, пришедших на гаревое покрытие с автокроссовых трасс. И, нужно сказать, с их задним приводом эти машинки сразу прижились на треке, как будто они были созданы под него. 
Правда, вряд ли такое удастся повторить с их «полноразмерными» аналогами – фактически открытые колеса больших багги были бы слишком опасны для езды бок-о-бок с чрезмерно высоким риском переворотов.




Именно дети стали первыми, кто открыл на трассе 5-й этап Чемпионата Украины по трековым гонкам. Однако им, равно как и взрослым трековикам, поначалу довелось подождать и выступить в качестве зрителей… 




…для начала 4-колесым участникам довелось уступить место первоначальным хозяевам всех мотореков – спидвеистам, причем отрадно, что тоже юным!



А пилотирование мотоцикла на гаревом покрытии не сравниться ни с чем другим, даже с его ледовым аналогом! И там и там, да и в «кольце» тоже, наездник кладет на бок свой байк в вираже. Однако только в спидвее позади него из под ведущего колеса поднимается этот зрелищный шлейф пыли с песком! Собственно, отсюда и родилась идея «Национальной Лиги Автоспидвея», с его идущими в юзе автомобилями и «шприцами» из под колес.



Моменты ожидания неизбежны в любых соревнованиях. Но именно компактность спидвейного паддока особенно способствует общению пилотов, и не только их. Кто-то из них, как тот же Андрея Яроменко, уже «пал жертвой» 21-го века и не расстается со смартфоном…



… кто-то, как тут Андрей Сапужак с Виталием Гончаренко, общаются между собой…



… а Олег Грицай с Игорем Романовым решили сделать и «фото на память». Почему бы и нет? Тем более, что по ту сторону объектива никто иной, как вторая половина Игоря, благодаря которой и стал возможен этот альбом!




Эпидемиологические времена родили и новые варианты «фото-сессий». Однако даже маска, причем фирменная с Ралли «Трембита», не сможет спрятать улыбку в глазах главы Техкома этой гонки Ульяны Каримовой))) 


В этом году в автоспорте произошел дебют второго поколения Яроменко – теперь Андрей приезжает на гонки неизменно со своей дочкой Татьяной, которая поддержала папу, став второй на этой гонке в зачете 1-ЮМ.



Чтобы гонки на гаревом покрытии были наиболее зрелищными, после нескольких заездов его обязательно «освежает» трактор, убирая неизбежно образующиеся колеи, тем более от широких колес мощных автомобилей, равно как устраняя эффект «отработки» снаружи виражей.



Одной из основополагающих правил в трековых гонках является 30-метровая зона. Это расстояние от стартовой линии помечается конусами прямо на трассе – пилоты не имеют право менять траекторию на протяжении этой дистанции со старта. Если это происходит, заезд останавливается. Когда же данное правило не нарушается и машины уходят в первый вираж, «судья старта» быстро убирает конусы с трассы.



Не менее важна и роль судей на «выпуске». В отличие от остальных кольцевых гонок, этап трека состоит из множества заездов, где, согласно таблиц, стартуют 3-4 пилота. Поэтому тут очень важны быстрая и корректная смена участников, когда кто-то съезжает с трассы, а другие выезжают на нее, и все это через одни и те же ворота.




Трибуны мототрека «Горняк» в этот день вовсе не пустовали. К зрителям присоединились и байкеры, которые открывали гонку, а потом и детвора, только что стартовавшая на трассе, теперь наблюдая за заездами взрослых.




Увы, но новый «Гольф» Николая Пелешка не проехал до конца и одного заезда! В его первом же старте дня он «пал жертвой» контактной борьбы, причем тройной!
Его более старший собрат тоже «не дожил» до конца, закипев после серии отборочных заездов. Это вынудило ео пилота - Игоря Романова, - пересесть в полуфинале на одолженный у Юрия Потапчука автомобиль. Естественно, с учетом другой КПП и общей «незнакомости» органов управления чужого автомобиля, не способствовали результативному финишу.



Игорь Соколовский - главный хронометрист, причем не только этой гонки, но и всей дисциплины, - за работой. В реалии ровнинчанин выполняет даже большую функцию, является своего рода архивариусом «Автоспидвея».



Ну а какая гонка может обойтись без болельщиков, а они в свою очередь без … семечек?!)))))



Победив на 5-м этапе и вместе с этим став во второй раз подряд Чемпионом Украины по трековым гонкам, вполне объяснимо счастливый Андрей Яроменко делает «кулачки» с ведущим…



… но, наверняка, куда приятнее ему было разделить этот без сомнения знаменательный момент своей спортивной карьеры с дочкой, которая в свою очередь в дебютный для нее сезон заняла второе место по итогам года в Чемпионате Украины по трековым гонкам в зачете для самых младших 1-ЮМ.



Призы, включая «Кубок памяти Сергея Пелешка», вручаемый пилоту за лучшее время в заезде на этапе, плюс небольшое «дополнение» для празднования, ждут своих обладателей за мгновения до награждения.




Самых младших участников медалями и дипломами награждает Николай Пелешок. Подиум 1-ЮМ в четвертый раз в этом году возглавил Андрей Лакуста. Аналогично четвертый раз его вторую ступень заняла Татьяна Яроменко, а третьим стал Богдан Марущак…



… его старший брат Василий в этот раз оказался единственным стартовавшим в 1-ЮС, естественно и «победив» в нем, после чего составил компанию младшим участникам на их подиуме.




Набрав поровну, по 10 очков, на «взрослый» подиум поднялись оба брата Потапчука, подтвердив свой статус одних из самых сильных трековиков, тогда как возглавил его Андрей Яроменко, судя по всему, на какой-то момент «обращавшийся к небесам»?…



… позже к ним присоединился и Сергей Юнашев, получивший «Кубок памяти Сергея Пелешка». И тут снова трудно удержаться, чтобы не размыслить через призму «бы». 
Не будь «Юнга» откровенно «засужен», причем дважды (!), что стоило ему четырех баллов – на какой ступени этого подиума оказался бы он?!



Тем не менее, Юнашев, до этого дня не имевший и малейшего понятия о существовании «Кубка памяти Сергея Пелешка», оценил под достоинству эту награду, не только гордо демонстрируя внушительных размеров стильный кубок на свей машине сразу после гонки, но и потом «хвастаясь» им на родной для него «Чайке».



Ну а венчала день традиционная для самого духа «Национальной Лиги Автоспидвея» коллективная фотография всех участников гонки. Еще один неотъемлемый штрих, задуманный основателем всей этой дисциплины Сергеем Григорьевичем Пелешком, памяти которого проводился нынешний, будем надеяться, что и все последующие, Чемпионат Украины по трековым гонкам…

Вячеслав Щербина специально для украинских трековиков и их болельщиков
Фото Алена Кудрина и участников
Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!