Кошик

Трековые гонки: Наконец-то настоящий Автоспидвей! (Часть 1)

Трековые гонки: Наконец-то настоящий Автоспидвей! (Часть 1)
21.10.2020
Как позже выяснилось, завершающим и решающим этапом Чемпионата Украины по трековым гонкам стала гонка в Червонограде. Она прошла на настоящем спидвейном стадионе, подарив огромное количество борьбы и эмоций, как самим пилотам, так и зрителям!

В этот непростой эпидемиологический год календари всех без исключения гоночных соревнований, включая и топовые «Формулу-1», «ДТМ», «НАСКАР» и «ИНДИКАР» менялись на ходу. Естественно, данная участь не могла обойти стороной украинский автоспорт, серьезно преобразив его запланированный календарь Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная Лига Автоспидвея».

Наконец-то на гаревом покрытии!

Этап в Червонограде изначально планировался как заключительный и седьмой. Однако отмена из-за карантина гонки на новой трассе в Косиве предполагала, что она перенесется на более позднюю дату и станет финальной, тогда как червоноградский этап будет предпоследним. 



Однако уже после окончания этапа в Червонограде стало известно, что «Автоспидвей» придет в Косив не раньше следующего года. 
Иными словами, когда украинские трековики выходили на старт 5-го этапа Чемпионата Украины по трековым гонкам на Мототреке «Горняк», они еще не знали, что именно он станет решающим.


Тем не менее, градус борьбы на трассе в этот день зашкаливал и полностью соответствовал Финалу. И причина тому совершенно проста.
Гонка прошла на самом настоящем спидвейном треке с подобающей ему гаревой дорожкой.  



Борьба на ней ни при каких обстоятельствах никогда не сравниться ни с одной из гонок на временных грунтовых трассах, «нарезанных» в поле или овраге. 
Только гаревое покрытие дает неповторимый эффект скольжения в поворотах.



Плюс оно бросает свой вызов и с «отработкой» на наружном радиусе. Однако при этом она не всегда становится такой непреодолимой, как та же «багнюка» на почти кроссовой дорожке в Черновцах… 
Если одним словом, то в Червонограде прошел тот самый настоящий «Автоспидвей»!



Тот, который действительно заслуживает называться ЕГО наследием. 
Напомним, что нынешний и, будем надеяться и последующие, Чемпионат Украины по трековым гонкам проводится в память о Сергее Григорьевиче Пелешке – идейном вдохновителе, основателе и многолетнем бессменном организаторе целой автоспортивной дисциплины, которую он назвал «Автоспидвей»...

 

В этот раз на гонку съехалось 12 участников, причем их география оказалась как никогда обширной. Помимо привычных Черкасс, Черновцов, Львова и Киева, наконец-то впервые в этом году выехали и представители Луцка. А именно братья Потапчуки, к которым в этот раз присоединился еще и сын Юрия – Александр.

 

Тут стоит напомнить, что если Родиной «Автоспидвея» является Ровно, то его второй столицей стал соседний Луцк. 
На протяжении многих лет представители именно этих двух городов составляли основной костяк летних трековых гонок. А Игорь и Юрий Потапчуки, хотя в последние годы отошли от трека, практически с самого начала «стояли рядом» с Сергеем Пелешком у истоков «Национальной Лиги Автоспидвея»…



Также нельзя не отметить, что помимо Игоря Романова и Олега Грицая, впервые в трековой дисциплине стартовал Сергей Юнашев. 
Вернее, - в летнем треке, - так на ледовом покрытии у киевлянина опыта хоть отбавляй.



И, ветеран, чьи машины неизменно несут №76, под которым в свое время выступал легенда украинского и советского автоспорта Вадим Реуцкий, также блиставший в треке, действительно «дал прикурить» завсегдатаям этой дисциплины! Как обычно, обо всем по порядку.

Классика во всем

С учетом 12 пилотов, для них была применена «Таблица 12», являющаяся классической для «Автоспидвея». Она существовала с самого начала в треке и всегда предполагала полуфиналы и финал, еще до того, как они стали обязательными при любом количестве стартующих.



Финальным заездам предшествовали 9 «отборочных», где каждый из пилотов должен был стартовать по три раза, дабы по одному разу встретиться в прямой очной борьбе с каждым из своих соперников.
Причем в этот раз речь шла о полноценных заездах с четырьмя автомобилями на старте, как это изначально было задумано в дисциплине «Автоспидвей».



Так что эта гонка на червоноградском Мототреке «Горняк» действительно стала по-настоящему ностальгической по тому самому «Автоспидвею», который был задуман и воплощен в жизнь более 20 лет назад Сергеем Григорьевичем Пелешком.
Уже первый же из заездов дня подарил зрителям, а трибуны в этот день вовсе не пустовали, красивую и напряженную борьбу. 



Несмотря на то, что тут стартовало только трое - «десант» из Черновцов приехал с всего одной машиной и среди них приоритет отдавался Виталию Костенюку, тогда как Игорь Говдун скорее числился в гонке формально, - все 4 круга разворачивалась настоящая дуэль, причем за победу!



Выступающий на купе «Тойота» Юрий Потапчук со старта занял внутреннюю дорожку, после чего все оставшееся время Андрей Яроменко неистово атаковал его, пытаясь либо «раскачать» соперника, либо опередить его по наружному радиусу.

https://www.facebook.com/100002043403835/videos/3361832637228150/

Однако все усилия действующего Чемпиона Украины по трековым гонкам оказались тщетными и в этот раз ему довелось довольствоваться вторым местом.  



Третьим и последним тут стал брат Юрия – Игорь Потапчук, выехавший на эту гонку на «жовто-блакытном» «Гольфе», на котором ранее выступал Николай Пелешок – младший брат Сергея Григорьевича, продолжающий его дело…

 

Уже во 2-м заезде стартовал полноценный квартет, причем тут на «Тойоте» должен был ехать Александр Потапчук – сын Юрия. Однако прямо на самом старте его подводит машина и он с трудом финиширует.



Зато впереди с первых метров и до самого финиша развернулось великолепное спортивное сражение, и вновь за первое место!


Оно велось между захватившим со старта лидерство Олегом Грицаем и Игорем Романовым.



Атаки Игоря неоднократно сопровождались контактами и не прекращались все четыре круга, при этом его самого неоднократно пробовал опередить откровенно «проспавший» старт Андрей Сапужак.


И именно львовянину удается сломать оборону соперника.



Буквально в последнем повороте заезда Андрей улучает момент, вырывая второе место у Романова, тогда как три очка за победу забирает Грицай. 



Но все это не шло в сравнение с тем, что произошло уже в третьем заезде дня, где накалившиеся страсти решили не дожидаться финалов!

«Юнга» начинает!

Именно в нем впервые в «Автоспидвее» стартовал Сергей Юнашев, незнакомый болельщикам этой дисциплины, однако более чем известный украинским болельщикам автоспорта. Плюс тут же впервые за день стартовал Николай Пелешок, пересевший на «Гольф», ранее принадлежавший Олегу Лустюку – Чемпиону Украины по трековым гонкам 2017-го года, не в последнюю очередь завоевавшему этот титул благодаря этой мощной машине.



Именно Николай захватывает лидерство со старта, за ним по пятам идет Игорь Потапчук, которого в свою очередь атакует Юнашев, тогда как за всем этим пристально наблюдает Виталий Костенюк.



При попытке обгона со стороны Потапчука он «догоняет» лидера в первом повороте, ударяя его в задний бампер. 
Этой «заминкой» тут же пользуется Юнашев, практически невероятным маневром по наружному радиусу, по «отработке», опережая Игоря и выходя на второе место.



На следующем круге тем же маневром по наружной, Сергей пытается опередить и Пелешка, однако в этот момент к нему самому внутрь «залазит» Потапчук!
Во втором вираже это приводит к тому, что «Юнга» бьет в задний бампер на мгновение замедлившегося лидера, тогда как на него самого в попытке обгона «облокачивается»с ударом Потапчук!



Три машины выходят из второго поворота не просто бок-о-бок, а в самом настоящем прямом контакте, где «восьмерка» Юнашева оказывается «в коробочке» из двух «Гольфов» и от двойного удара даже подлетает немного вверх! И все это прямо перед заполненными зрителями трибунами!
После этого контакта новая машина Пелешка получает повреждения и тут же замедляется, тогда как в лидеры все же выходит Потапчук.



Они так и финишируют, однако и Игоря и ставшего вторым Юнашева, судьи исключают из этого заезда, отдавая победу Пелешку, тогда как второе место отходит к Костенюку. Правда тут можно сказать, что именно финишировавший третьим Виталий по логике должен был унаследовать три очка за победу со снятием двух лидеров… 
Увы, но для самого Николая, эти три очка стали слабым утешением, так как дебют его нового автомобиля оказался преждевременно оборван и в этот день он больше не стартовал…



В реалии, снятие участника с одного конкретного заезда и аннулирование его результата в треке обычное явление. При этом у пилота остаются возможности реабилитироваться в остальных, что уже в 4-м заезде и делает Юнашев. И, как в свое время гласили плакаты его болельщиков - «Юнга дает Агню»!
Несмотря на то, что с нестартом Пелешка и Игоря Говдуна, этот заезд превратился в своего рода дуэль двух киевлян, он не оказался пресным.



Олег Грицай со старта захватывает лидерство, однако Юнашев тут же бросается на ставшую для него привычной наружную траекторию. 


И после полутора кругов по «наружке» Сергей заканчивает это великолепный маневр, опережая своего же приятеля из повседневной жизни. 




Что тут сказать – в свой первый же старт в жизни на летнем треке «Юнга» более чем громко заявляет о себе, возможно, слишком громко? Но об этом чуть позже.

Двое лидеров и остальные?

Пятый заезд дня свел двух лидеров нынешнего Чемпионата Украины по трековым гонкам - двух Андреев – Яроменко и Сапужака, а также Виталия Костенюка и Александра Потапчука. Но все же главными лицами тут стали два Андрея.



Со старта лидерство захватывает Яроменко, однако во втором вираже Сапужаку удается опередить его.
Два круга черкасчанин не переставая атакует своего соперника, неоднократно пробуя и маневр по наружному радиусу, но все безуспешно.



Однако в начале последнего круга Сапужак на мгновение оставляет «открытой калитку» внутреннего радиуса - второго приглашения его визави не требовалось. 
Яроменко вырывает победу, тем самым, опережая своего главного и единственного соперника на титул, который еще и зарывается в «отработке», разом на два очка
Напомним, что после четырех этапов на в итоге ставшую финальной гонку в Червоноград Яроменко приехал в качестве лидера. 
Однако его преимущество над Сапужаком составляло всего на три очка! Так что каждый заработанный бал в этом раунде для этой пары буквально был «на вес золота»!

 

Победи в этом заезде Сапужак, он сократил бы разом свое отставание от действующего Чемпиона Украины на два пункта и тогда разница между ними измерялась бы всего одним единственным очком! В какой-то мере, именно этот момент стал решающим! О чем позже.
В шестом заезде стартовало трое: Игорь Потапчук, его брат Юрий и Игорь Романов. Если Игорь «уехал» со старта, то его тезка отчаянно боролся с вторым Потапчуком, но так и не смог опередить его. В таком порядке они и финишировали.



В следующем и вовсе «осталось» только двое и он также не был отмечен обгонами. Однако в чем-то этот заезд стал своего рода знаковым.
Именно тут таблица свела в очном противостоянии Юнашева с Яроменко и киевлянин показал нынешнему фавориту «Автоспидвея» свой класс.



«Юнга» со старта, что, называется «уехал» оказавшись вне досягаемости для действующего Чемпиона Украины по трековым гонкам!


Более того, по окончанию дня стало понятно, что именно в этом заезде Юнашевым не только было установлено лучшее время дня, но оно стало и новым рекордом для этой трассы!
За это достижение Сергей получит «Кубок Памяти Сергея Пелешка».



Однако до этого момента Юнашеву будет предстоять пройти еще несколько баталий на трассе, а также очередные, в чем-то противоречивые решения судей.



Пока же 8-й заезд сводит Сапужака, Грицая, Костенюка и Юрия Потапчука, причем в этот раз все четверо были на старте. И тут вновь отличился львовянин. 



Лидерство захватывает Юрий, тогда как Сапужак оказывается только третьим. 
Тем не менее, после борьбы, длившейся почти два круга, Андрей проходит Костенюка, после чего тут же приступает к атакам на Юрия.



В этот раз Потапчук оставляет «открытой калитку» внутреннего радиуса и на последнем круге Сапужак все же вырывает у него победу и три очка за нее.


Позади же Грицай опережает Костенюка и финиширует третьим.

Первые подсчеты 

Последний отборочный заезд свел Романова с Игорем Потапчуком и Виталием Гончаренко, тогда как Пелешок после того креша больше не стартовал.



И в этой гонке младший из братьев Потапчуков на своей «Тойоте» вновь демонстрирует довольно своеобразную тактику обороны.
Он вновь с первых метров «паркуется» на белой линии, тем самым не оставляя шансов соперникам опередить его внутри.

 

Все четыре круга красный «Гольф» Романова искал подход к этой «глухой» обороне, пробуя «наружку», при этом неоднократно подталкивая, но очень «нежно», в задний бампер машину соперника!



После отмашки желтого флага с черным крестом, символизирующем начало последнего круга, Игорь бросается в отчаянную атаку «а-ля Юнашев» по наружному радиусу и … тут же зарывается в «отработке»! 



Благо для Романова, шедший третьим Гончаренко довольно сильно отстал, и он сохраняет свое второе место и два очка за него. 
Однако после этого на красном «Гольфе» Игоря обрывается патрубок системы охлаждения и он закипает, выбывая из гонки!



А именно набранные пилотами очки после девяти отборочных заездов становятся определяющими. Настало время первых подсчетов. 
Всего (как для него) с одной победой и двумя вторыми местами Яроменко собрал 7 очков, равно как и Сапужак, и Юрий Потапчук. У всех троих оказалось по одной победе и два вторых места. 



С двумя победами и одним исключением из гонки «на брата» Игорь Потапчук и Сергей Юнашев собрали по 6 баллов, равно как и стабильно финишировавший Грицай с одной «викторией», а на счету Романова оказалось 5 очков. 



Именно эти 8 пилотов и вышли в полуфиналы, тогда как для Виталия Костенюка и Николая Пелешка с тремя очками у каждого, равно как и для Виталия Гончаренко, Александра Потапчука и так и не стартовавшего в этот день Игоря Говдуна гонка на этом закончилась.
При этом нельзя не отметить именно Гончаренко, собравшего в итоге два балла.



Для него старт в Червонограде стал абсолютным дебютом, причем не только в «Автоспидвее»! 
В реалии Виталий является ни кем иным, как механиком ровненской команды, готовя к гонкам этот самый «Гольф», равно как и машину Игоря Романова. И первый же его гоночный опыт оказался результативным… 



Однако все внимание, как зрителей, так и самих участников, в этот день было приковано к другому дебютанту трека. С которым оказалось связано сразу пару, скажем так – противоречий. 
Но об этом, во второй части нашего развернутого рассказа о ставшем финальным 5-м этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам «Национальная Лига Автоспидвея», проводимого памяти Сергея Григорьевича Пелешка.



Вячеслав Щербина специально для украинских трековиков
Фото Алена Кудрина и Ульяна Яцькив&VAKA

Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!