Чемпионат Украины по трековым гонкам: Его дело будет жить!
21.07.2020
К огромному сожалению, в апреле этого года нас покинул один из лучших организаторов автомобильных соревнований в Украине – Сергей Пелешок. Эту утрату будет невозможно восполнить. Однако мы с радостью сообщаем, что трековые гонки, которым он посвятил более 20 лет, все же будет жить!
Напомним, что хотя ипподромные, то есть зимние трековые гонки имеют глубокую историю, уходящую далеко во времена СССР, в прямом смысле слова отцом-основателем летних трековых гонок в нашей стране является Сергей Пелешок. Именно ему, в прошлом успешному пилоту, особенно в кольцевых гонках, пришло в голову скрестить классический (мотоциклетный) спидвей с автомобильными гонками.
Так, в конце 90-х годов прошлого века родилась дисциплина, которая также с легкой руки Пелешка получила свое собственное название – «Автоспидвей».
Его центром стал родной для Сергея Григорьевича Ровно, где находится один из лучших в Европе спидвейных мототреков. Со временем трековая география расширилась: Червоноград, Луцк, Вознесенск, Черновцы, Киев, Черкассы.
За более чем 20-летнию историю «Автоспидвей», как и все в этом мире, переживал свои взлеты и падения, раскол и даже гонения!
Пара последних обстоятельств приводили к вынужденным паузам в несколько лет. Но, каждый раз катализатором и главной движущей силой летних трековых гонок оставался ТОЛЬКО он один – Сергей Григорьевич Пелешок, также продолжавший и сам выступать в нем многие годы.
И вот нынешней весной он не пережил инсульт и этого Человека не стало. После этого возник вопрос о самом существовании этого вида гонок. Ведь именно Пелешок был не только автором, а и идейным вдохновителем, годами продвигавшем и развивавшим целую дисциплину автогонок практически в одиночку!
Но, как стало известно, трековые гонки будут жить. И они будут официально проводиться в память о нем – Сергее Григорьевиче Пелешке.
Еще в апреле, собравшись на похороны, ближайшие из его соратников, включая родного брата Николая, решили, что они приложат максимум усилий, что «Автоспидвей» продолжил жить в память о НЕМ. И у них это получается.
Для начала был избран новый Комитет трековых гонок ФАУ во главе которого встал Андрей Яроменко. Также в его состав вошли Николай Пелешок, Игорь Романов, Олег Рыбак и Юрий Потапчук. Интересно, что если не считать Олега – одного из самых уважаемых в Украине функционеров от автоспорта, помогавшего организовывать и судить большинство трековых гонок, - все остальные являются активными участниками трековых гонок.
Так Андрей Яроменко, будучи еще и председателем АК «Черкассы» продолжает традиции гонщиков из прошлого. В былые времена они, как и сам Пелешок, стартовали одновременно в самых разных дисциплинах автоспорта.
Николай с Юрием стояли у истоков «Автоспидвея». Причем Юрий являлся главной движущей силой появления и развития энтузиазма к трековым гонкам в Луцке. Именно этот город на много лет стал вторым центром для «Автоспидвея» в Украине.
Не менее интересна фигура Романова. Игорь родился в Ровно и буквально вырос на том самом спидвейном стадионе. Однако его зацепил не спидвей, а именно трековые гонки, которые так пересекаются по своему смыслу с заокеанским NASCAR, «души в котором» не чает Романов.
Но, самое интересно, что практически с самого начала и потом на протяжении многих лет Игорь являлся … оператором, снимающим «Автоспидвей» для телевидения!
Спустя более 10 лет, добившись серьезного карьерного роста на операторском поприще, Романов решил осуществить свою юношескую мечту и также начал стартовать в трековых гонках.
Не трудно догадаться, что для всех этих людей Сергей Григорьевич был своего рода маяком и вдохновителем. Все они считают делом чести продолжить то, что задумал и потом осуществлял на протяжении двух десятилетий ОН!
Естественно пандемия и последующий карантин не могли не сказаться на календаре трековых гонок. Но вот, теперь он нам известен.
В этом году Чемпионат Украины по трековым гонкам пройдет в несколько урезанном формате, но, вместе с тем с большим, чем обычно количеством этапов. Это станет возможным благодаря сдвоенному формату соревнований – пути, по которому идут все, от «Формулы-1» и «Индикара», до «ДТМ» и «НАСКАР».
Таким образом, украинских трековиков ждет четыре локации, которые благодаря двухдневному формату выльются сразу в 7 этапов. Их местами проведения станут: Черновцы, Черкассы, Косов и Червоноград, который примет финальный этап.
Примечательно, что место под «дорожку» в Черновцах выбирал сам Пелешок, отчасти став и ее «родителем».
Аналогичная временная трековая трасса родилась и в Черекасах – в данном случае стараниями Андрея Яроменко. Теперь к ним присоединяется совершенно новая трассе в Косове. Причем тут будет не просто грунтовая или глиняная «дорожка», как на двух вышеупомянутых трассах. Организаторы собираются сделать ее с «отсевом», так, как это положено на настоящем спидвейном треке, таких, как в Ровно или Червонограде.
В этом месте у читателя наверняка уже возник вопрос – а где же само Ровно! И вот тут, мы вынуждены закончить наш, в общем-то, радостный материал своего рода даже не ложкой, а большой поварешкой дегтя.
Сразу после кончины Сергея Григорьевича, местные градоначальники и руководители ровненского трека заявили, что они переименуют мототрековый стадион и назовут в его честь. Произойдет это или нет, покажет время, но уже понятно одно!
Еще при его жизни, спидвеисты всячески препятствовали проведению «Автоспидвея» в родном Ровно. Называемая ими причина – причинение вреда.
Да, случались аварии, когда страдал специфический деревянно-металлический забор трассы, однако он тут же, обычно прямо во время гонки восстанавливался!
Что же до самой «дорожки» - она всегда безустанно грейдеровалась максимум через каждые четыре, а то и три заезда! (Обычно трековый этап в зависимости от стартующих состоит от 12 до 20 заездов).
Нельзя не сказать, что в реалии большинство трековых гонок в Ровно проходили только благодаря неуемной энергии Сергея Григорьевича, а, порой, его хватке как у Фокстерьера.
Очень часто Пелешку приходилось искать всевозможные пути-подходы к местным чиновникам, намертво схватывая (фигурально выражаясь, - естественно) их и не отпуская, пока они не разрешат проведения этих праздников скорости.
А именно таковыми становились все до единой трековые гонки на ровненском мототреке, порой собиравшие многие тысячи зрителей!
Возможно, память о Сергее Григорьевиче и почтут в его родном городе переименованием стадиона. Но на данный момент это происходит не так, как того наверняка в первую очередь хотел бы ОН – проведением самих трековых гонок в их месте рождения!...
Вячеслав Щербина
Фото архив автора