Кошик

iRacing: гонки виртуальные, но страсть реальная!

iRacing: гонки виртуальные, но страсть реальная!
9.05.2020
Что как ни страсть дарит автоспорт – гонщикам, их командам и, конечно – болельщикам. В эти сложные времена, при невозможности проведения реальных гонок и требующих изоляцию людей, виртуальный автоспорт вышел на первое место. Что же это такое?



Первые гоночные видео-игры появились вслед за самыми примитивными символьными теннисом и боксом. Однако на дворе конец второго десятилетия 21-го века и виртуальные гонки, а точнее – симуляторы, - ушли на многие световые годы вперед от некогда невероятно популярных «Супер Марио карт», выпущенных в начале 90-х. 



Сегодня виртуальным миром с гоночной точки зрения правят настоящие компьютерные симуляторы, максимально приближающие виртуальный мир к реальному. Более того, уже известны случаи прихода вчерашних геймеров в реальный мир гонок, причем на самый высокий уровень. 
Да, юные звезды «Формулы-1» Макс Ферстаппен, Шарль Леклерк и Ландо Норрис помимо игр продвигались к вершине автоспорта и классическим реальным картинговым путем, а симуляторы были им лишь подспорьем. 



Однако ставший в прошлом году де-факто чемпионом мира в кузовных гонках (дэ-юрэ победителем Мирового Кузовного Кубка WTCC) венгр Норберт Мишелитц начинал именно с компьютерных симуляторов, и только потом отнюдь не в детском возрасте сел за руль монокубкового «Сузуки». За океаном же ярким примером является Вильям Байрон.
До 15 лет он играл исключительно в игры и посещал с отцом гонки только как зритель. Спустя всего 6 лет, после пары чемпионских титулов в младших сериях в иерархии NASCAR он занял место в топ-команде этого чемпионата Рика Хендрика, да еще и за рулем легендарного №24.



Ранее этот «номер» под управлением Джеффа Гордона стал легендарным, завоевав четыре чемпионских титула, войдя в ранг наскаровских икон и став не менее знаковым, чем №3 и №43 двух легенд заокеанских гонок – двух семикратных чемпионов Дэйла Эрнхардта и Ричарда Петти… Путем Байрона к вершине NASCAR уже идут сразу несколько вчерашних геймеров. И «отправная точка» у них у всех одна – iRacing. Так что же это такое?

Добро пожаловать в новый виртуальный мир

Короткий ответ будет прост. iRacing - это стриминговая (он-лайн) компьютерная гоночная игра, за относительно небольшую плату доступная любому желающему. Своим уровнем она не уступает профессиональным гоночным симуляторам, еще недавно доступным только топ производителям и их командам – будь «НАСКАР» или «Формула-1». А в чем-то iRacing и превосходит их. В универсальности и зрелищности так точно!



Не удивительно, что как только коронавирус вынудил весь мир, включая автоспортивный, уйти на карантин, именно платформа iRacing была избрана всеми топовыми американскими сериями, включая «НАСКАР» и «ИНКДИКАР», дабы проводить на ней свои виртуальные серии!
Что касается «королевы», то она попыталась следовать примеру американцев. Однако в случае с «Ф-1» мало того, что графика их «придворной» игры, мягко говоря, уступала iRacing, так еще и лишь немногие пилоты из «реала» согласились участвовать в виртуальных гонках.



Примечательно, что некоторые из них отказались как раз потому что в повседневной жизни они тренируются …. в iRacing, не желая проигрывать в фирменной видео-игре «Формулы-1», в реалии, не совсем являющейся как таковым симулятором...
Зато в «штатах» стартовое поле состояло исключительно из действующих топ-пилотов плюс пара гостевых ветеранов, включая Чемпиона NASCAR Бобби Лябонте, заменявшего недавнего Чемпиона этой серии, находящегося на изоляции буквально глубоко в лесах!... Более того, в случае с «ИНДИКАРОМ», и вовсе стартовое поле стало еще более впечатляющим, чем в реальном мире! 



Используя ситуацию, в виртуальные индикаровские кокпиты «прыгнули» некоторые наскаровские пилоты, включая легенду современности – третьего в истории NASCAR 7-кратного Чемпиона Джимми Джонсона и… того же Ландо Норриса.
Юный англичанин в свой инди-дебют на прошлой неделе буквально вытер ноги о всех американских завсегдатаев, которые тут же окрестили его «инопланетянином из компьютерных игр»…



Справедливости ради нужно сказать, что тот этап проходил на классическом дорожном автодроме «Трасса двух Америк» в Техасе. Дебют Ландо был бы не столь доминирующим, будь то овальная гонка.... Но вернемся к вопросу – почему именно iRacing?
Для начала, потому что, пожалуй, только эта платформа позволяет проводить настоящие, насколько это возможно в виртуальном пространстве, гонки. Именно полноценные!



Шутка ли, но программы в iRacing прописаны до такой степени, что в них симулируется не только разная температура покрытия трассы в зависимости от времени дня и теней, бросаемых на полотно. Алгоритмы iRacing идут намного дальше! 
Они учитывают изменение состояния трассы по ходу гонки, когда с каждым кругом на гоночной траектории изменяется качество покрытия с появлением слоя от спортивного слика. Причем программа даже учитывает количество машин, участвующих в гонке и настройку их подвески – соответственно и пятно контакта покрышек с дорогой! Все это заставляет пилотов адаптироваться к постоянно изменяемым гоночным условиям, искать более выфгодную траекторию, к примеру где на трассу падает тень, постоянно менять точки торможения и так далее – все как в реально мире!



Естественно помимо этого в iRacing учитывается и износ самих покрышек в зависимости от типа трассы, скорости, настроек подвески, что приводит к соответствующим изменениям поведения машины. При этом тщательность, с которой разрабатывается платформа iRacing идет настолько глубоко, что ее создатели производят тремхмерное лазерное сканирование трасс! Зачем?!

Действительно – все почти как в реальном мире!

В iRacing стараются максимально приблизить виртуальность к реальности. Это особенно непростая задача в случае с овальными трассами. А тут нужно уточнить, что iRacing все же берет свое начало из очень популярного в свое время «наскаровского» симулятора 2003-го года.



Поэтому не удивительно, что NASCAR изначально был в приоритете iRacing. А именно на овалах, которые нам европейцам, кажутся одинаковыми и простыми, воссоздание полотна особенно важно. Ведь простые они только с вида.
В реалии их покрытие далеко не идеально - там полно трещин, расширительных швов, заполненных смолой, не дающей никакого сцепления, и даже ухабов, особенно в местах, где под трассой проходят тоннели, без которых попросту невозможно попасть внутрь трассы.

 

При средней скорости на круге около 300 км в час – а именно с такими обычно гоняются на овалах длинной более одной мили, даже небольшая «кочка» может «переставить» машину… Однако iRacing ушел очень далеко от сугубо наскаровского симулятора. 
На сегодня в «арсенале» программы более 80 трасс с их 230 конфигурациями. Помимо всех значимых овалов, сюда входят и легендарные «Ле Ман» с нордшляйфом «Нюрбургринга» (и естественно его версией Гран-При), «Сейбринг» и австралийский «Батхурст», «Имола» и «Монца», «Спа» и «Сильверстоун», «Интерлагос» и «Сузука», плюс большинство британских трасс…



А еще с недавних пор iRacing предложил сугубо американскую (ну, еще и австралийско-новозеландскую) «забавку» - земляные овальные треки. Тут алгоритмы и вовсе прописаны с невероятной точностью, когда сцепные качества покрытия изменяются с каждым кругом и зависят не только от высыхания трассы, которую обязательно поливают перед заездом. Они учитывают еще и «отработку» или «подушку», хорошо знакомую и украинским кроссовикам и трековикам, увеличивающуюся с каждым новым прохождением виража. А повороты на грязевых овалах, как и на асфальтовых и бетонных, имеют бенкинг. Причем порой довольно весомый.

 

Однако «дарт-овалы» это совсем нишевая специфика и не будем в них углубляться. Главный же плюс iRacing-а заключается именно в симуляции гонок, хотя тут никто не запрещает наматывать тысячи виртуальных километров и в гордом одиночестве в тестово-тренировочном режиме. 
В iRacing проводится более дюжины серий, причем почти все они официально санкционированы реальными «прототипами», включая «НАСКАР», «ИНДИКАР», австралийскую V-8, несколько младших формульных серий, включая европейские, гонки джи-ти – в частности столь популярную последние годы «Бланкпейн» и топовую американскую серию на выносливость Grand-Am.



Некоторые из них проводят в iRacing свои собственные серии, причем в некоторых из них вполне реальные команды NASCAR имеют свои виртуальные двойники и даже нанимают на зарплату профессиональных геймеров, которые становятся почти на один уровень с пилотами из реальной жизни! 
Причем в виртуальных гонках используется большинство правил из реальной жизни, за выполнением которых следят вполне реальные, так сказать живые, судьи, а не только программа. Всех нюансов этих виртуальных гонок не охватить, но попробуем отметить основные. 

Все дело в нюансах

Стандартный гоночный сезон в iRacing длиться 12 недель – то есть четыре за год. При этом гонки в каждую 13-ю неделю тоже проводятся, но как внезачетные, являясь своего рода «олл аут» - более острыми, с принципом все или ничего. Параллельно с «санкционированными» сериями, любой «виртуал», став членом iRacing может организовывать свои собственные серии, называемыми лигами. Но куда важнее градация и лицензирование пилотов.
Иными словами «зеленый» новичок никак не сможет «портить» жизнь пилотам в топ сериях iRacing. 



Примечательно, что лицензирование в виртуальном мире даже строже, чем в реальном! Более того, оно основано как раз… на безопасности. 
Чем меньше не только аварий, но и даже разворотов и ошибок на трассе на определенном временном отрезке и количестве гонок, тем выше становится статус лицензии геймера-пилота! И градаций их там намного больше, нежели в реальном мире. Это не считая того, что лицензирование осуществляется отдельно для овалов и классических роад-курсов. 



Зачем это все вообще нужно в виртуальном мире? Дабы иметь возможность … зарабатывать! Мы не упомянули, возможно, самого интересного. 
В тех самых санкционированных сериях iRacing, некоторые из которых даже имеют статус Чемпионата Мира, и куда допускаются только обладатели наивысших категорий лицензий, гонки вполне реальны с точки зрения призовых. 



В конце каждого сезона (а, напомним, их тут четыре за год), чемпионы получают солидные чеки, где призовые измеряются тысячами и даже десятками тысяч отнюдь не виртуальных «зеленых».
Всего в iRacing проводится шесть так называемых Чемпионатов Мира с суммарным призовым фондом 300 тысяч долларов! И это не считая «частных» промо-лиг со своими отдельными спонсорами и, соответственно, призовыми фондами… 



Теперь о самих машинах, предлагаемых геймерам в iRacing. Их ассортимент по-настоящему впечатляет. 
Правда, с учетом того, что эта платформа ориентирована в первую очередь именно на соревнования, в отличие от видео игр, iRacing вообще не предлагает обычно популярные в виртуальном мире (не говоря о реальном) мускл-кары или супер-кары - только настоящие спортивные болиды. Естественно к ним относятся все возможные «наскаровские» машины, вплоть до так называемых «легенд», которые являются первой ступенью в кузовных овальных гонках.



С точки зрения «роад-рейсинга» iRacing предлагает все возможные машины категории GT3, включая Ferrari и McLaren, которые также являются партнерами этой «игры». Их аналоги, выступающие в американских гонках IMSA а также австралийские V-8. 
Помимо индикаров, тут можно гоняться на современных болидах «Ф-1» «МакЛарен» и «Вильямс», сразу нескольких младших формулах.



Причем на которых гоняются по обеим сторонам Атлантики – все они также официально санкционированы их соответствующими реальными прототипами.
Помимо двух десятков машин для гонок на вышеупомянутых грязевых овалах, геймер может выбрать и современнейшие топовые «лемановские» прототипы от Porsche и Toyota, открытые баркетты, американские прототипы Grand Am, включая классические прошлых лет. А еще iRacing это ралли-кроссовые гонки и чисто кроссовые, соответственно с их машинами, включая впечатляющие и прыгучие оф-роад пикапы 4х4. 



Всего же это под сотню машин, и они не просто «нарисованные»!

Еще несколько «моментов»

С той же тщательностью, с которой в iRacing подходят к симуляции реальных условий на трассе, они и прорабатывают виртуальные модели их машин. Некоторые из них, по крайней мере, - те что доступны в реальном мире, разбираются вживую! Все это делается дабы изучить центры масс, дабы потом добиться максимального реализма при их программировании. 



Это не говоря уже о впечатляющем «саунд-треке» - максимально реалистично передавая даже нюансы «перегазовки», не говоря уже об элементарном наборе скорости…
Нельзя не отметить, что iRacing также дает возможность геймерам и настраивать выбранные ими спортивные болиды так же, как это делается в тех самых заводских симуляторах, которые используют заводские команды в «НАСКАРе» или «Формуле-1». 



Более того, разрабатывать эти алгоритмы iRacing помогают профессиональные пилоты, выступающие в реальной жизни в тех самых гоночных сериях! Однако в официальных гонках iRacing, особенно тех, что с наступлением карантина, стали транслировать на общенациональных американских каналах, все пилоты выступают на стандартных настройках. Примечательно, что и их тоже подбирают те самые профессиональные «тестеры» iRacing. 
Стандартизированные настройки применяются для того, чтобы не давать преимущества «закоренелым» геймерам в прошлом, как тот же Вильям Байрон, против профессиональных пилотов (и теперь уже его прямых соперников на реальных трассах), для которых как ни крути – iRacing является не более чем хобби.



Нельзя также не сказать, что iRacing все же дает некую поблажку своим игрокам. 
В отличие от реальной жизни (не считая того, что при аварии тут никто не страдает) после даже самого серьезного «крэша» в виртуальном мире возможна перезагрузка и продолжение участия в гонке. Однако, в зависимости от вида гонок и трассы, в этом случае будет потеряны время и даже круги. Более того, в случае незначительных повреждений, программа прописана так, что в зависимости от их степени машина будет терять в скорости, а на пит-стопе виртуальный ремонт займет прямо-пропорциональное ремонту время.



Кстати о пит-стопах. Понятно, что дозаправлять машины в iRacing нет никакой необходимости. Тем не менее, программы прописаны и в этом случае целиком отвечая реальности. Единственное отличие от реальности, причем изрядно упрощающее жизнь виртуальным пилотам – они могут видеть расход топлива как на обычном гражданском автомобиле. Таким образом, они сами могут принимать решение, когда им отправляться на дозаправку, в отличие от реальных гонок, где порой целые команды высчитывают при помощи тех же компьютеров расход топлива и момент остановки в боксах…
Еще одним неоспоримым преимуществом iRacing являются неограниченное количество покрышек – естественно бесплатных в данном случае.



Зато ограничение скорости на пит-стопах и последующие пенальти за ее превышение в симуляционных гонках iRacing более чем реальные… Ну и, пожалуй о самом главном – как раз о пресловутой симуляции.

Так симулятор - это игра или…?!

Да, iRacing - это сугубо виртуальный мир. Однако при наличии «правильного» симулятора, геймер-пилот может максимально приблизиться к реальным условиям, причем, не только выжимая педаль сцепления и переключая передачи в классической Н-образной «коробке». И дело не только в графике, а она в iRacing порой заставляет забыть, что ты смотришь не прямую трансляцию реальной гонки, а «мультипликат».

 

Да, он никогда не получит ощущения боковых перегрузок и тех, что возникают при торможении или ускорения, или того же ветра «в лицо». Тем не менее, уже близкий к стандартному симулятор передает не только реактивную нагрузку на рулевое колесо, но и вибрацию. А уже дорогой симулятор с гидравликой максимально приближает Вирт к реальности, приводя в движение и сам «ковш» (спортивное сиденье) - тогда все те самые кочки на трассах, которые измеряются при помощи лазеров, будут ощущаться «пятой точкой» геймера!...
При этом нельзя не сказать, что iRacing является по-настоящему демократичной программой. Для «игры» на ней совсем не обязательно иметь такой профессиональный симулятор, стоимость которого измеряется десятками тысяч долларов.

 

Тут вполне достаточно и стандартных геймерского консольного руля и набора педалей, ценой в пару сотен долларов, близкий к стандартным компьютер и обычный монитор. Ведь в отличие от привычных видеоигр, iRacing является стриминговым сервисом – все происходит на ее собственных серверах. 
Именно благодаря последнему обстоятельству, пилот в iRacing имеет возможность не только общаться со своими прямыми соперниками «он-лайн», но и как в реальной жизни задействовать инженера и «споттера»! Такое полное «командное» участие уникально для iRacing... 



«Споттер» – это своего рода штурман в кольцевых гонках, особенно овальных, на которых без него гоняться возможно, но совсем недолго… При этом «споттер» и инженер пилота могут находиться на другом континенте – ведь у них имеется возможность смотреть «прямую трансляцию» гонки с камер вокруг трассы, точно также, как и в реальной жизни!...
Последней новинкой iRacing, появившейся в 2018-м году, стало появление возможности суточных марафонов, со спецификой гоночных условий на рассвете и в сумерках. 



Плюс вполне реальная смена пилотов – пусть и они могут находиться по разные стороны океанов…
Кстати многие пилоты из «Ф-1» и того же «НАСКАР», с их повседневными плотными графиками только мечтающие об участии в легендарных 24 часовых гонках в Ле Мане или Нюрбургринге, регулярно участвуют в подобных «симуляциях». Немаловажна и возможность участия в этих виртуальных гонках сразу нескольких классов машин – точно также, как и в реальных.



Повествуя об  iRacing, нельзя не сказать пару слов о тех, благодаря кому этот симулятор появился на свет в 2004-м году. За финансовой, да и не только, стороной стоит американский миллиардер Джон Вильям Генри, в свое время участвовавший на любительском уровне в гонках. Среди прочего, включая несколько престижных газет, ему принадлежит один из самых успешных бейсбольных клубов Америки Boston Red Sox и … футбольный клуб «Ливерпуль». В «НАСКАРЕ» же Генри вместе с Джеком Рашем является совладельцем одной из самых успешных команд – Roush Fenway Racing. 
Главным же «мозгом» и идейным вдохновителем iRacing является Дейв Каэммер, тоже в прошлом выступавший в реальных гонках, причем в формулах. 



Именно он изначально разрабатывал первые симуляторы и игры «НАСКАР», и по сей день руководя этим процессом в iRacing, не чураясь и «черновой» работы, в данном случае, к примеру, работая с вполне реальными покрышками…

***

Изначально iRacing действительно разрабатывала гоночные симуляторы, придя «в народ» к энтузиастам скорости в 2008-м году. За год она получила 16 тысяч подписчиков, спустя пять лет их было около 50 тысяч, а сегодня это уже сотни тысяч фанатов автоспорта по всему миру! Причем про страсть в самом начале речь шла не для «красивого словца». 



После первых же виртуальных гонок в NASCAR и, естественно, - первых аварий, - начались перебранки многих, причем титулованных пилотов! Ввиду изоляции – они не дошли до реальных драк, а ограничились колкостями в «Твиттере»…
Но, главное. Почему мы решили рассказать о мире виртуальных гонок. Дело в том, что в нем, причем более чем на официальном уровне в EuroNASCAR начал выступать украинский пилот-энтузиаст Игорь Романов. 



Причем его первый же старт в виртуальном мире принес ему подиум! О чем мы расскажем в следующий раз… 
(продолжение: iRacing: Непростой старт украинца в NASCAR )


Вячеслав Щербина
Фото iRacing и из открытых источников
Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!