Ралли Чайка-2019: Сенсационный победитель! Часть 1
26.11.2019
«Ралли Чайка-2019», прошедшее в минувшие выходные на Автодроме «Чайка» подарило болельщикам не только эмоции от пилотажа участников, включая впечатляющую «ночную» субботу, но и совершенно неожиданного победителя!
Всего на старт «Ралли Чайка-2019» вышло 76 экипажей, которые были разбиты на 6 классов, плюс подзачет Sport в рамках SP2WD, зарезервированного под спортивные (задуженные) автомобили с приводом на одну ось. О Sport-е, где речь шла о борьбе пилотов, выступающих на кольцевых «ВАЗх», к тому же «обутых» в монорезину Nokian, равно как о перипетиях в других классах мы расскажем позже.
Пока же о голове пелотона и совершенно неожиданной развязке «Ралли Чайка-2019» в «абсолюте».
Тьма и ретардеры
Гонка состояла из всего двух «допов». Это большое кольцо «Чайки», которое проходилось в субботу в одном направлении, а в воскресенье в противоположном. «В довесок» в нему небольшой, аккурат в один км, слаломный «доп», проложенный внутри мототрека. Причем в этот раз речь шла исключительно об асфальтовом ралли – никаких «вкраплений» грунта ни на «кольце», не в «колизее», как это бывало ранее на «Ралли Чайка».
Особой изюминкой этой гонки стали два субботних круга.
Из-за того, что не все участники успели «прописаться», организаторы предоставили им такую возможность. Таким образом, старт сдвинулся с запланированных 15.00 ровно на полтора часа. Однако от этого выиграли не только болельщики, получив двойную порцию ночных СУ. Данный фактор задержки уравнял шансы и самих участников!
Начнись гонка «посветлу», как это было запланировано, при таком большом «канале», его «головка» проехала бы засветло, тогда как «хвосту» довелось бы уже ехать на фарах. Таковое уже случалось в прошлом на «Ралли Чайка» и нельзя сказать, что подобная ситуации корректна.
В данном же случае, при старте в 16.30, всем пришлось ехать в кромешной тьме! Зима, однако, и солнце уступает ночи довольно рано.
Правда, тут нужно оговориться. Привычно для «Ралли Чайка», из соображений безопасности трасса была «усеяна» ретардерами. За каждое касание покрышки (маркера) полагались 5 секунд штрафа за первое, 10 за второе и по 20 за каждое следующее на одном и том же СУ.
Все хорошо, но судьи факта оказались в данном случае в роли эдаких слепых кротиков! На многих участках трассы, особенно на «ушах» большой трассы, они не то что не могли увидеть номера «нарушителей», но даже сами покрышки.
Даже на мототреке, который хоть и был освещен, хотя некоторые экипажи сбивали конусы-маркеры и двигали покрышки – в итога за эти нарушения в первый день штрафов никому начислено не было…
В какой-то мере, наверное, это и правильно – на большинстве отрезков трассы проконтролировать прохождение было просто невозможно физически. И тут участникам оставалось полагаться на честность… самих себя! Кто-то, совершив ошибку на ретардере, останавливался и пытался вписаться, кто-то этого не делал. И тут, буквально – не пойман – не вор… А кто-то попросту въезжал туда, где покрышки уже были сдвинуты…
В общем-то, альтернативы и не было. Ну, кроме как – не ехать «по темноте». Но, думается, что не только зрителям, а и большинству участников эта довольно экзотическая часть гонки пришлась по душе…
Самое интересное, что на воскресный «доп» часть ретардеров была убрана и местами трасса оказалась весьма и весьма скоростной. Чего только стоило то, что со старта СУ, находившегося в районе аэродрома, пилоты с «тапкой в пол» шли до середины старой стартовой прямой!
Судя по всему, это был первый случай со времен кольцевых гонок конца 90-х, когда в «боевом» режиме в рамках официального соревнования, пилоты шли на пределе возможностей знаменитый последний «чайкинский» затяжной поворот! Правда, возможно именнообстоятельство и привело к единственной серьезной аварии в этой гонки.
Артем Федоров, которому ассистировал Денис Резник, вылетел с трассы именно в этом месте. К счастью, по предварительным данным обошлось без серьезных травм, чего не скажешь об их старенькой Honda Civiс, которая скорее всего была «списана» в этой аварии…
Также к счастью, если не считать невинных разворотов и пары касаний отбойников или покрышек, включая очень зрелищный момент «в исполнении» Сергея Жуковского на «бочке», других серьезных инцидентов на этой гонке не было отмечено. В остальном только механические проблемы у участников, плюс, естественно, их ошибки на трассе, сыграли ключевую роль в «Ралли Чайка-2019».
Естественно «квадроласты»!?...
С учетом того, что на старте гонки было три мощных полноприводных задуженных «спортивки», плюс дюжина серийного полного привода из зачета 4WD и еще пара десятков мощного монопривода, мало кто, а вернее вряд ли кто-то, мог ожидать победы от «малолитражки», пусть и спортивной. Тем более, что на полноприводном «спорте» выступали два довольно опытных пилота ралли: Павел Копылец со штурманом Евгением Борщенко, и Денис Лохман, являющийся абсолютным Чемпионом Украины по мини-ралли «Кубок Лиманов», которому ассистировал Дмитрий Зиновьев.
Плюс, также имеющий немалый опыт, но скорее подобных любительских гонок Игорь Почтарь, в этот раз выступавший с Любовью Коноваловой на «задуженном» Evo.
«Спортсменам» не давали расслабиться лидеры из «стокового» класса 4WD Сергей Пономаренко, Евгений Рахмайлов и Павел Клец, с которым соответственно выступали Олеся Пономаренко, Владимир Сидоренко и Инна Стадницкая. Правда, назвать серийными некоторые из машин этого зачета, особенно Subaru Рахмайлова, можно было бы только с очень большой натяжкой…
На двух длинных субботних СУ лучшее время как раз показали пилоты из 4WD - сначала показал Клец, а затем Рахмайлов. На мотортеке же, где преимущество должно было быть скорее на стороне юркого переднего привода, в субботу все же выигрывает сначала Пономаренко, а затем Почтарь. Правда, тут нужно оговориться, что, судя по всему, в случае с этой победой Игоря на СУ – 29,5 секунды, - имеется явная ошибка хронометража. Таковым реальное время ну никак не могло быть.
Сам Почтарь на первом проезде показал тут 54 секунды, и затем, во второй день и это «посветлу», никто из участников не смог «выехать» из 40 секунд.
Тем не менее, официальные цифры неспроста таковыми являются, и согласно протоколам именно Игорь ушел «на ночлег» лидером в абсолютном зачете, опережая на 6,4 секунды Рахмайлова, на 7,8 Пономаренко и на 11,7 Клця.
У Павла Копыльца, скорее привыкающего к мощному полному приводу, результаты оказались куда скромнее и субботу он закончил только на 13-м месте, уже почти в минуте от лидера, а после небольшого контакта в воскресенье еще больше потеряв в темпе.
В воскресенье доминирование полного привода продолжилось, однако оно начало давать свою трещину. Первый длинный «доп» остается за Пономаренко. Вместе с тем, Почтарь не только показывает «только» 6-е время, к его трем секундам проигрыша добавляется еще 35 за «маркеры» только на этом СУ5 и он разом опускается с первой строки на девятую!
Увы, но вскоре ни эти пенализации, ни то время на СУ4 уже не будут играть никакой роли – к сожалению Почтарь с Коноваловой сходят из-за отказа техники. И это было только «начало конца», по крайней мере, для представителей полного привода.
… а может и вовсе не они
После первого утреннего «кольца» топ-3-ку «абсолюта» все еще составляли три пилота на полном приводе: Пономаренко, всего в 4,5 секундах от него Рахмайлов и менее чем в семи – Клец. Однако к ним вплотную приблизились Виталий Геращенко с Еленой Ивановой, выступавшие на спортивной Hondа CRX из зачета SP2WD. Уже в субботу на первой же «Чайке» Виталий показывает 4-е место в «абсолюте», уступая на 5 километрах в кромешной темноте лидеру призрачные 0,6 секунды!
В общем-то, мало кого удивило, что в «колизее» он и вовсе третий, в одной секунде от быстрейшего, а потом «аж» шестой на длинном СУ, проиграв первому времени менее 10 секунд. На последнем «мототреке» Виталий четвертый, уступив 14 секунд тому самому «непонятному» времени Почтаря, и всего три второму времени…
На «ночевку» согласно протоколов Геращенко ушел 4-м в 11 секундах от Игоря, но если учесть, что те 29 секунд попросту были не возможны… Если же брать Рахмайлова с Пономаревым, то соответственно им Виталий уступал лишь 5 и 3,5 секунды!
Утром Геращенко 7-й в 4,5 секундах от быстрейшего полного привода (и это с 5 километров!), однако его опережает Клец, показавший 4-е время.
Тем не менее, отставание немолодой 1,9-литровой «японки» от топ-3 «абсолюта», занимаемого куда более мощными и юными соотечественницами, измерялось всего одной секундой.
На втором «мотортеке» полный привод и вовсе капитально уступает моноприводу - лучшими среди «квадроластов» стали Лохман и Пономаренко, показавшие только 6-е и 7-е времена соответственно. При этом быстрейшим на СУ6 оказался не Геращенко, а Сергей Жуковский, выступающий на Honda Civic вместе с Екатериной Вишневецкой.
Но все же главная роль в моноприводе в этот день была отведена именно Герашенко.
На этом СУ он 4-й, вновь выходя на третье место в «абсолюте». На второй воскресной «Чайке» Виталий снова 7-й и снова менее чем в 5 секундах от лучшего. При этом, вместе с проблемами из-за разорвавшегося патрубка на «Субару» Рахмайлова, Геращенко подымается и вовсе на вторую позицию «абсолюта»!
Хоть он и проехал весь второй воскресный круг с включенной «аварийкой», на «мототреке» Евгению с лихвой хватило оставшейся мощности, чтоб стать вторым. Тем самым, потеряв не так уж и много, Рахмайлов уступил лишь одну эту позицию, оставшись в топ-3.
На середине воскресенья чета Пономаренко оставались лидерами, опережая на довольно зыбкие 10 секунд Геращенко с Ивановой, которым в свою очередь менее 8 секунд уступал Рахмайлов с Сидоренко.
Первыми вне подиума «абсолюта» шли Клец со Стадницкой, до которого им не хватало всего 3,5 секунды, в свою очередь, опережая Лохмана с Зиновьевым всего на 1,5 секунды.
Почти шекспировская развязка!
Именно Клец выигрывает первый «послеобеденный» СУ, опережая на 0,7 секунды Пономаренко и, что куда важнее почти на 5 секунд Рахмайлова. Тем самым, Павел опережает Евгения и в «абсолюте», выходя на третье место.
Геращенко же, как потом выяснилось, показывает худшее для себя в этой гонке время….8-е время, в 8 секундах от быстрейшего. При этом Виталий хоть и «отпустил» теперь почти на 17 секунд Пономаренко, все еще оставался вторым.
Уже на «колизее» Геращенко третий, причем в этот раз вновь уступив только двум «соплеменникам» из переднего привода, где лучшим в этот раз на слаломе стали Кирилл Каландирец с Артемом Гуменчуком, тоже выступающие в классе SP2WD на колоритной «тройке» BMW, которую зрители больше привыкли видеть на…дрифте.
На одном километре слаломного СУ, при прочих равных, много не изменится и диспозиция перед последним кругом «Ралли Чайка-2019» сохранилась.
Пономаренко первый, Геращенко второй в 15,7 секундах, Затем Клец в 7 секундах позади, опережая в свою очередь лишь на призрачные 0,3 секунды Рахмайлова и на 6 Лохмана.
При этом сам Денис с завидным постоянством на трех длинных воскресных СУ неизменно финишировал третьим, попутно выиграв еще и один из «мототреков». Однако потерянные накануне в темноте секунды все еще не давали ему места на подиуме абсолютного зачета гонки. Кто знал, что следующие два СУ в корне изменят итоговую картину «Ралли Чайка-2019»!
На последнем СУ «Чайка» из-за отказа техники сходят Пономаренки, тогда как Клец становится вторым, уступив лишь 0,4 секунды выигравшему этот «доп» Александру Вовкотрубу, которому «указывала дорогу» супруга Ирина.
Позади Павла «приезжают» Лохман с Рахмайловым, уступив ему 3,3 и 6 секунд соответственно. Но, главное, на длинном «допе» Геращенко 6-й, всего в 8,4 секундах от быстрейшего.
Да, вместе со сходом Пономаренко, Клец опережает Виталия и выходит в лидеры, однако моноприводная «Хонда» за один километр до финиша гонки все еще идет второй!
Более того, ее отставание от нового лидера составляло символичные 1,1 секунды. Рахмайлов уступал «Хонде» всего 5,2 секунды, в свою очередь, опережая на 3,6 секунды Лохмана.
Именно Лохман с Геращенко мобилизируются, устанавливая соответственно первое и второе время на заключительном «мототреке».
Причем Павел показывает 40,10 секунды, а Виталий на 0,1 секунды медленнее, и эти времена становятся абсолютно лучшими на этом «допе»! Естественно, если не брать во внимание те самые 29 секунд… Но, главное другое - на этом же СУ Клец только 52-й в 10 секундах от лучших времен!
Эта потеря времени, не только лишила Павла с Инной вершины подиума «абсолюта», но и вовсе отбросила их на итоговое 4-е место. Ну а победили на «Ралли Чайка-2019», причем именно в «абсолюте» Виталий Геращенко с Еленой Ивановой и это пусть и на «заряженной», но все же всего 1,9-литровой моноприводной «Хонде».
Рахмайлов с Сидоренко и Ломхан с Зиновьевым, которых самих на финише разделила лишь одна секунда (!), стали 2-м и 3-м.
В качестве P.S.
При этом нельзя не отметить один немаловажный нюанс. У Геращенко с Рахмайловым колонка пенализаций пуста. В то же время «на счету» Лохмана 15 секунд за три касания на трех разных СУ, причем все – на воскресных длинных «допах». У Клца же всего 5 секунд штрафов.
Не сложно посчитать, что пройди Денис гонку чисто, именно он был бы победителем, а Павел, даже при потере тех 10 секунд остался бы вторым. Но, как известно – спорт не знает сослагательных наклонений… Ну а об отдельных зачетах, коих, равно как и борьбы в них на «Ралли Чайка-2019» хватало, в следующих материалах.
Вячеслав Щербина
Фото Вадим Чайковский, Евгений Сокур и автора
Читайте также: