Кольцевые гонки в Украине: «Классике» быть!
10.12.2020
В прошедшую субботу был сделан первый шаг к появлению в украинском «кольце» отдельного зачета, где пилоты будут выступать исключительно на вазовской «классике». А в перспективе, и не только на ней!
Напомним, что несколько лет назад в украинских кольцевых соревнованиях уже существовала отдельная серия под названием Grand Classic Cup, гонки которой проводились параллельно с этапами Чемпионата Украины по кольцевым гонкам.
Однако тогда «ВАЗов» классических моделей нашлось не так много и в реалии основными действующими лицами GCC тогда стали пилоты, выступавшие на более привычных «восьмерках».
Теперь же инициативной группой во главе с ветераном украинского автоспорта Леонидом Протасовым и Дмитрием Иванько было решено не просто возродить эту серию, но в этот раз зарезервировать ее гонки исключительно под классические, то есть заднеприводные, автомобили семейства «ВАЗ».
Нельзя не сказать, что подобные соревнования на «классике» уже много лет и по сей день весьма популярны в других странах, особенно в Прибалтике, где на них собираются до сотни участников!...
Оптимизма добавляет тот факт, что и в Украине классические заднеприводные «ВАЗ-ы» тоже по-прежнему имеют своих энтузиастов, включая, как ни странно, - молодежь. Многие из них выступают на подобных автомобилях в дисциплинах тайм-аттак и дрифте, однако некоторые из них хотят перейти на шаг выше, в настоящие профессиональные гонки, коими и является «кольцо».
Именно таковые откликнулись на призыв Протасова и приехали в минувшую субботу на Автором «Чайка» к нему в бокс. И данное место для сбора было выбрано неспроста.
Главное отличие кольцевых соревнований от того же тайм-аттака, заключается в требовании наличия в автомобилях надлежащих систем безопасности, в частности каркаса безопасности. Именно эти технические вопросы и обсуждались на этом собрании на примере «живой» машины.
У нескольких участников, как самого Протасова или также приехавшего в субботу Святослава Денисова, уже имеются полностью подготовленные к кольцевым соревнованиями «ВАЗ-ы».
К примеру, тот же Святослав на своей «копейке» еще недавно регулярно выступал не только в Украине, но и выезжал «в гости» к прибалтам. Протасов же и вовсе «строит» уже вторую подобную машину.
Другим же участникам еще предстоит конвертировать свои любимые «ВАЗ-ы» под «кольцо» и главное тут именно каркас безопасности.
Дабы максимально удешевить постройку кольцевой машины, в GCC по-прежнему будет разрешен так называемый ботовой каркас.
Во всех современных кольцевых автомобилях применяются исключительно сварные конструкции, однако заднеприводные «ВАЗ-ы», оснащенные близкими к стоковым 1,6-литровым моторам, развивают не такую большую скорость. Поэтому в них, как и по всему автоспортивному миру в случае с гонками на классических автомобилях, по-прежнему допускаются такие каркасы безопасности с болтовыми соединениями.
Более того, в планах организаторов GCC произвести централизированный заказ на изготовление подобных каркасов в одном месте, равно как и организованная закупка ремней безопасности. Это не только максимально удешевит постройку новых кольцевых машин, но и устранит «самодельщину», которую потом попросту может не пропустить всегда строгий «Техком»…
Также на встрече с потенциальными участниками обсуждались и другие вопросы, связанные как с техническим, так и спортивными регламентами.
К примеру, при подготовке 1,6-литровых двигателей имеется практически полная свобода с точки зрения поршневой группы. Тут по сути регламентируется лишь коленвал и шатун, но и последний разрешено серьезно модифицировать.
Однако с учетом того, что Технические требования допускают лишь один карбюратор, плюс полностью стоковые системы впуска и выпуска, серьезной форсировки двигателей у участников не получится добиться, а все изменения «внутри» скорее правильнее будет направлять на повышения надежности и ресурса двигателя…
Дабы максимально уровнять шансы в серии будет использоваться обычная дорожная резина, что изрядно снизит нагрузку на подвеску и трансмиссию, а также и на бюджеты выступления. (В былые времена «вазовская» классика ехала на настоящих спортивных «сликах»). Причем все будут выступать на одних и тех же покрышках от одного производителя, который будет определен позже…
Если вдаваться в некоторые технические подробности, то дабы не начиналась пресловутая «гонка вооружений», в автомобилях запрещено применение «пластикового» остекленения, не говоря об экзотических материалах вроде карбона или титана. Подвеска должна сохраняться серийной, а применение так называемых «ШС» строго запрещено.
Что до формата будущих соревнований, то он будет классическим: пара тренировок, квалификация и этап состоящий из двух относительно коротких гонок.
Главной «перчинкой» второй из них станет реверсивный старт, где топ-6-ка первого заезда будет разворачиваться в обратном порядке. Такое решение всегда добавляет остроты и зрелищности гонкам, не давая фаворитам со старта уйти в отрыв… При этом нельзя не сказать, что хотя на сегодня основной «прицел» организаторов идет на класс «Лада 1600», в реалии он не станет единственным!
Да, «Лада 1300» уже не будет прописан в технических требованиях, так как он отжил свое существование по многим причинам даже в той же Прибалтике.
Тем не менее, в регламенте GCC, как и ранее, остаются прописанными и «Волги» и «Москвичи» - ведь известно, что в Украине имеется как минимум пара полностью подготовленных и готовых к гонкам «барж» - а именно так, а еще «коровами», в былые времена называли 24-е «Волги».
Также организаторы разрешат выезжать в рамках гонок GCC и «классик» так называемого зачета «Лада 1600+». В нем будут разрешены куда более либеральные доработки в подвеске и трансмиссии.
Однако в данном случае речь будет идти исключительно о выступлении «вне зачета»!
Снова, это делается дабы не давать повода для удорожания выступлений в этих изначально задуманных как бюджетные соревнованиях. По мнению организаторов GCC именно бюджетность этой серии должна привлечь в нее молодежь. Более того, тут будет прописан отдельный юниорский зачет, причем начиная с 14 лет.
Ведь вчерашним картингистам куда привычнее будет пересаживаться именно на «классику», а не полностью перестраиваться под передний привод, который сегодня превалирует в украинском «кольце», тогда как гонки формульных болидов, увы, но судя по всему окончательно канули в лета… Ну и главное.
По предварительным подсчетам, уже на сегодня потенциально в серии GCC собираются стартовать порядка десяти участников!
У половины из них техника уже готова к выступлениям. Другие же планируют построить ее за зиму. При этом уже известно, как минимум сразу о двух командах, где выступать будут сразу по два автомобиля! А свое желание прийти в подобные гонки на классических «ВАЗ-ах» проявляют и спортсмены из Черкасс и Львова, которые не приехали на это собрание, однако настроены решительно…
Так что существует большая вероятность того, что стартовое поле уже 1-го этапа Национальной гоночной серии Grand Classic Cup может собрать пелотон порядка десяти машин, а если к ним присоединятся еще и «Волги»!... Что же, первый шаг был сделан. Теперь запасемся терпением и подождем весны…
Вячеслав Щербина
Фото автора