Долгая дорога украинца в NASCAR
14.11.2020
Если быть точнее, то пока в EuroNASCAR, где Игорь Романов стал первым из ныне живущих в Украине пилотов, кто вышел на старт этих гонок - заветных для многих и неизведанных для еще большего количества болельщиков. Причем его дебют чуть было не закончился подиумом!
Мы уже рассказывали, как Игорь Романов, увлекшийся еще с детства американским NASCAR, в конце прошлого года прошел так называемую «Рекрутскую программу» европейской версии заокеанских гонок: Украинец примет участие в гонках NASCAR! Впервые в истории! И не просто прошел, а и получил приглашение от организаторов EuroNASCAR для выступлений в их серии. Увы, но тут началась пандемия, поставившая под вопрос многое в наших жизнях, включая и дебют украинца в этих экзотических по европейским стандартом гонках. Однако если человек поставил себе цель.
Не совсем тайм-аттак!
Изначально, осознавая, что у него нет опыта выступлений не только на подобных машинах, но и в принципе на заднем приводе, да еще и таком мощном под 500 л.с., Игорь подписал контракт с организаторами на выступление в гонках формата тайм-аттак. На тот момент это казалось идеальным вариантом «для старта».
С одной стороны это те же самые машины, на которых во время гоночного уик-энда едут другие пилоты. Кстати, среди них в этом году в EuroNASCAR полноценно, весь сезон, выступает никто иной, как Чемпион Мира 1997-го года в «Формуле-1» Жак Вильнев.
С другой стороны, тайм-аттак не предполагает прямой контактной борьбы на трассе, до которой на столь мощных и крайне непростых в управлении машинах любому пилоту еще нужно «дорасти».
Тут стоит оговориться, что в духе того самого американского NASCAR-а, официальная родословная которого, кстати, началась даже раньше, чем у «Формулы-1», в «ЕвроНАСКАРе» также не используется абсолютно никакой вспомогательной электроники.
Это не говоря уже о фактически «тракторной» 4-ступенчатой механической КПП – никаких «секвенталок» и уж тем более «полуавтоматов» с подрулевыми «лепестками»!
Речь идет о почти полуторатонной заднеприводной машине с двигателем под 500 л.с. и никакого «ассистанса» вроде «АБС» или «тракшнконтроля». Так что привыкать на автомобилях «ЕвроНАСКАР» есть к чему...
Однако, как выяснилось уже после подписания Игорем контракта, так называемые соревнования Club Challenge EuroNASCAR проводятся не совсем в формате тайм-аттак!
Дабы не «искушать судьбу», и не давать неопытным пилотам пытаться выжать максимум из машин, на которых через день должны стартовать другие, эти соревнования проводятся совсем не в режиме «аттак»!
В отличие от тайм-аттака, где целью является выжать максимум на круге, тут участникам задается определенное «цель-время» (target time), в которое они должны вписаться. При этом условные штрафные баллы начисляются как за отставание, так и опережение этого времени.
Иными словами, речь идет о своего рода варианте соревнований на «регулярность движения», практикующихся много лет в так называемых ралли второй категории.
Пилот должен показать на трассе максимально приближенное время к заданному, а не стараться «выложиться на все». Узнав об этом, Игорь, что называется «призадумался».
Да, такой формат знакомит с машиной и дает определенные навыки управления ею.
Однако любой пилот хочет испытать свои возможности на максимуме, а не учиться сдерживаться на трассе и укладываться в нормативное время. Тем более, когда речь идет о «кольце», а не открытых дорогах общего пользования, на которых проводятся те самые ралли для любителей. Но, контракт был подписан.
Карантин - время для подготовки
В реалии «официальные отношения» украинский пилот оформлял с самими организаторами «ЕвроНАСКАР». Уже французы перенаправили его в указанную ими самими команду - новой «семьей» за пределами Родины для Романова стала итальянская «конюшня» с довольно интересным названием –Not only Motorsport.
Однако вместо первой гонки в апреле, реального знакомства и с машиной и с командой Романову довелось ждать добрых пол года!
Увы, но пандемия и связанные с ней карантинные меры не только полностью изменил календарь этой серии, но еще сделали невозможными любые тесты. Так что украинцу, равно как и всем остальным, пришлось запастись терпением. Тем не менее, время карантина Игорь использовал с толком.
За плечами Романова уже несколько лет выступлений в Чемпионате Украины по трековых гонках. А именно с подобных «земляных овалов» вырастает большинство пилотов того самого американского «НАСКАР-а». Езда на трассах с неустойчивым покрытием дает тот неповторимый опыт чувства автомобиля, который потом требуется на овалах. Но тут есть нюанс.
Там, за океаном, все выступают исключительно на заднеприводных машинах, причем так называемые «спринт-кары», являющиеся топовыми для «грязевых» серий, развивают под 600 л.с.
При их весе порядка 500 кг они являются своего рода пулями на колесах, динамика которых сравнима с «Формулой-1»!
В Чемпионате Украины по трековым гонкам все выступают на куда более скромных 2-литровых и, главное, переднеприводных машинах!
Осознавая отсутствие у него опыта заднего привода, несколько месяцев карантина Романов провел с пользой.
Помимо постоянных тренировок на картинге, которые дают немалые навыки вождения, Игорь начал интенсивно тестироваться на киевской трассе «Чайка» за рулем относительно мощной и, главное, - заднеприводной BMW. Плюс, как и большинство пилотов по всему миру, включая звезд «НАСКАР-а», «ИНДИКАР-а» и «Формулы-1», Романов сел за руль профессионального симулятора.
Тут нужно сказать, что на сегодня, такие топовые симуляторы как Top-Level Motorsport, которые передают не только реактивное усилие на руль, но и на педальный узел, действительно изрядно способствуют подготовке пилота. Если же он никогда не стартовал на трассе, то это и вовсе более чем серьезное подспорье к будущему дебюту на ней.
А тут еще и образовалась целая виртуальная гоночная серия «ЕвроНАСКАР», в которой украинец также брал старты.
И вот наконец-то настал долгожданный момент, когда осенью «поехали» реальные соревнования и первым стартом для Романова должна была стать бельгийская трасса «Зольдер».
И тут, сама судьба делает украинцу с одной стороны подарок, с другой стороны - кидает настоящий спортивный вызов, который перемноженный на капризы погоды превратился в испытание, с которым сравниться не так много вещей в автоспорте!
Не все сюрпризы оказались положительными - из-за тех же карантинных мер, украинец и вовсе чуть было не попал на свою первую в жизни гонку в «ЕвроНАСКАР»!
Американские гонки … эмоций!
Как уже было сказано, узнав о формате соревнований Club Challenge, Игорь был откровенно расстроен этим «сюрпризом». Тем не менее, контракт был подписан и выступления оплачены.
Но тут, менее чем за две недели до гонки, в команде освобождается «боевое» место! Тут стоит уточнить.
Помимо «не совсем» тайм-аттака, основными на этапе «ЕвроНАСКАР» являются сразу четыре гонки. Две из них проводятся для профессиональных пилотов, и две другие для аматеров, новичков или ветеранов. При этом во всех трех «категориях» используются одним и те же машины.
Хотя бюджет полноценного выступления уже в гоночном этапе «ЕвроНАСКАР-а» вырастал в геометрической прогрессии, такой шанс упускать было бы глупо и Игорь согласился! Несмотря на некоторый спортивный мандраж, он смотрел с оптимизмом на свой дебют теперь уже в тех самых, столь желанных им гонках. Но, тут планы украинца снова чуть было не перекрестили продолжающиеся карантинные меры!
Вылетев из Киева, при пересадке Игорь попал в карантинную ловушку, «устроенную» поляками! Последние попросту запретили транзит через свою страну и их мало волновали не то что купленные билеты, причем их же, польских авиалиний, но и документы, которые удостоверяли, что украинец является официальным пилотом EuroNASCAR и летит на соревнования! К счастью, тут помогло современное «сарафанное радио» - Facebook.
Оказавшись в прямом смысле слова в ловушке, где польские власти сказали, что выпустят украинца только в обратном направлении, причем ближайший самолет домой был только на следующее утро, Игорь поделился этими новостями «со всем миром». И мир откликнулся! А точнее, друзья, имеющие контакты с МИД.
Спустя несколько часов после вмешательства Посольства Украины в Польше (!!!), Романов уже летел в самолете, направлявшемся в Бельгию … которая встретила его, равно как и всех остальных участников «ЕвроНАКСАР-а» проливными дождями!
Тут нужно сказать, что и без дождя дебют на «Зольдере» не обещал «легкой прогулки». Дело в том, что из множества европейских трасс, построенный в далеком 1963-м году «Зольдер» давным-давно не отвечает и близко современным стандартам безопасности трасс «Формулы-1».
Это извилистая и довольно узкая трасса, на которой хотя и существуют прямые отрезки, они весьма короткие, не дающие расслабиться пилоту - разве что едва перевести дух.
«Зольдер» также характеризуется небольшими зонами безопасности для вылета, или и вовсе их полным отсутствием.
Зато тут много бетонных отбойников, почти везде отделенных от асфальтового полотна узкими полосками травы. А выход на стартовую прямую и вовсе чем-то напоминает известную канадскую «Стену чемпионов»!
Собственно, не нужно верить нам на слово – как насчет круга по ней и мнения самого Жака Вильнева об этой трассе … которая почти 40 лет назад унесла жизнь его отца!...
С точки зрения дебюта украинца за рулем машины «ЕвроНАСКАР-а» именно на «Зольдере» можно сказать лишь следующее - сложнее было бы сделать первый шаг разве что на городской трассе вроде Монако или По.
И это если говорить о сухой погоде! А тут все три дня его ждал дождь!
Несмотря на дождь
Думается, большинству понятно, чем чревато выступление на мощном заднеприводном автомобиле в дождь. А когда на нем полностью отсутствует какая-либо из вспомогательных электронных систем, являющихся на сегодня стандартными даже в самых бюджетных малолитражках? А если сюда добавить дебют на совершенно незнакомой трассе?
Дождь стал окончательным усугубляющим фактором, усложнив и без того непростой вызов для украинского пилота.
«Евронскароская» машина весом под полторы тонны и на сухой трассе характеризуется немалой инерцией. На мокром же асфальте эта особенность превращается в настоящую проблему. А ведь за рулем подобного автомобиля Игорь сидел лишь один раз в жизни на тех самых «Рекрутских отборах»!
И, тем не менее, вопреки всем этим обстоятельствам украинец сделал этот настоящий «шаг в неизвестность» и… отнюдь не посрамился!
Хотя по признанию самого Игоря, только пережившего немалую гамму эмоций благодаря польским пограничникам, временами ему казалось, что судьба реально испытывает его.
Первое знакомство с трассой на совершенно новой для него машине Романову довелось осуществлять на мокром асфальте. Не удивительно, что Игоря на первой тренировке разворачивает.
В итоге он успевает пройти всего два круга, где речи о скорости, естественно, не было.
Хотя ко второй тренировке дождь стих, трасса оставалась такой же мокрой. По крайней мере, на ней, украинец смог пройти 9 кругов, и к концу уже начал «понимать» машину.
Хотя быстрейшему кругу на тренировке он уступил 18 секунд, из 21 пилотов Романов оказался далеко не последним - 15-м.
Увы, но на квалификации дождь снова зарядил и «Зольдер» больше напоминал реку, которая течет рядом с этой трассой.
Так что, не успел Романов разогнаться, его вновь разворачивает. К счастью, машина вновь избежала вездесущих отбойников, однако застревает в зоне безопасности и квалификация на этом для украинца закончилась, не успев начаться.
При этом Игоря не волновал факт предстоящего старта с последнего ряда, а то, что на этот момент по трассе он едва прошел дюжину кругов, из которых смог реально почувствовать машину от силы на паре их них!
А предстоял ему не тайм-аттак, а настоящая гонка с двумя десятками соперников на трассе. Кстати, проводимая накануне «тайм-аттаковая» гонка Club Challenge в итоге собрала всего четверо участников. Но это к слову…
В субботу дождь прекратился, однако, осознавая сложность состояния трассы, старт гонки был дан не просто сходу, а за сейфети-каром.
По сути, ее первые круги стали новым знакомством Романова с «Зольдером», так как теперь полотно начало стремительно сохнуть по воздействием появляющегося солнца и паре десятков мощных машин на нем.
Иными словами от круга к кругу состояние поверхности трассы менялось, в то время как дождевые покрышки с каждым километром начинали перегреваться и наоборот терять сцепные свойства.
В итоге финишировала первая в жизни «наскаровская» гонка для украинского пилота почти на сухой трассе и закончил он ее не на самом оптимистичном месте – 18-м, отстав на круг от победителя. Тем не менее, с точки зрения лучшего круга в гонке Игорь приблизился к лидерам, уступив рекордному времени 11 секунд, что в реалии вселяло в него определенный оптимизм.
«Ты должен их пропустить!»
По признанию самого Игоря, реальная уверенность за рулем и чувство машины у него появилось только к концу этой гонки. Так что на старт воскресного заезда он действительно смотрел с куда большим оптимизмом и, главное, - уверенностью.
И чувство украинского пилота его не подвело, хотя вторая гонка выдалась невероятно непростой и насыщенной. Тут нужно оговориться.
Традиционно, в случае, когда этап состоит из двух гонок, в первой из них пилоты «аккуратничают», больше опасаясь повредить машину.
Однако во второй они позволяют себе рисковать куда больше, не боясь, что команда не успеет восстановить технику. Практика подтвердила неписанные традиции.
Воскресная гонка вновь стартовала на мокрой от дождя, но быстро сохнущей трассе и уже первый же ее круг оказался переполнен авариями, одна из которых произошла за мгновения до появления из-за поворота самого Романова.
Не успели пилоты пройти и круг, как на трассу был выпущен сейфети-кар. Более того, в итоге эта воскресная гонка трижды приостанавливалась режимом сейфети-кара и под ним же она и финишировала.
Тем самым, из запланированных 15 кругов, в боевом режиме участники прошли лишь четыре из них!
Но ключевыми для Романова стали даже не они, а события, предшествовавшие собственно рестартам.
Аналогично гонке накануне, Игорь не стал форсировать события и пытаться ввязаться в борьбу. И был прав! Соперники буквально выполняли «всю работу за него», попадая в аварии.
Пару украинцу удается опередить и «собственноручно» на трассе. Но тут свое весомое слово сказала еще одна специфика исключительно «наскаровских» гонок.
Как уже было сказано, воскресная гонка трижды приостанавливалась режимом сейфети-кара, а в «ЕвроНАСКАР-е» это означает, что расположение пилотов на трассе «замораживается», но не по моменту приостановки заезда, а по пересечению финишной черты в начале данного круга.
Тут нужно пояснить, что в американском «НАСКАР-е» действует аналогичное правило, но там все овальные трассы «испещрены» так называемыми «временными петлями», пропущенными поперечно самому полотну и таковых в среднем около семи на овал.
Так что когда в «штатах» выбрасывается «желтый», хронометраж буквально мгновенно «замораживает» пелотон, и там почти никто не теряет позиций. Его европейская сестра взяла это правило с одной довольно своеобразной оговоркой.
Увы, но на европейских трассах хотя и имеются обычно по две дополнительных «временных петли», лишь одна из них считается официальной при определении расположения участников на трассе – старт-финиш.
К чему мы это рассказываем так подробно?
Да к тому, что даже те пилоты, которые вылетели или попали в аварию, если их машина сохраняет ход, в «ЕвроНАСКАР-е» возвращаются на те места, на которых они находились на момент начала этого круга, до собственного «крэша»!
Более того, если пилот обогнал соперника в первых поворотах круга, на котором потом был введен режим «желтого», и он вынужден перед рестартом пропустить соперника вперед! Несправедливо? Однозначно! Но таковы правила и они одинаковы для всех!
Романов откровенно признался, что понятия не имел о таких своеобразных правилах этой серии.
Когда перед первым рестартом в его наушниках раздалась команда от его команды (простите за эту тавтологию) пропустить пару полуразбитых машин, он был несколько удивлен. Это, мягко говоря!... А потом ситуация повторяется еще раз, и еще!
P.S. или?
По признанию Романова, он сбился со счета, сколько машин ему пришлось пропустить перед рестартами. Среди них был как минимум один из соперников, которому ему до этого удалось опередить на трассе, а одного он почему-то пропускал вперед дважды! Однозначно одно.
На какой-то момент украинец шел в топ-10, на 8-м или 9-м месте, даже попадая на подиум подзачета с громким термином «Легенды». (В реалии в «ЕвроНАСКАР» так крайне тактично назвали дополнительный зачет для пилотов, кому перевалило за 40 лет.) Однако, когда наконец-то украинец увидел отмашку клетчатым флагом, он оказался 12-м и 4-м среди «Легенд».
Плюс нельзя не сказать, что пару пилотов рискнули, заехали на пит-стоп и сменили дождевую резину на «слик». После этого они успели на одном из рестартов опередить сразу нескольких соперников, включая Романова, идущего на перегретом и разрушающемся «вэте»…
Тем не менее, своим результатом Игорь остался доволен.
Нельзя забывать, что это было его первое реальное знакомство с мощной машиной, не имея ранее никакого опыта выступления на подобной технике.
Аналогично, это стало первым знакомство с очень непростой трассой, считающейся одной из самых коварных в Европе, которое усугубилось сложнейшими погодными условиями.
Кстати, в двух гонках зачета «Про», где и выступает Жак Вильнев, в первой гонке он финишировал 4-м, а во второй также пал жертвой контактной борьбы, причем одним из первых!...
Впереди, причем в ближайшие выходные, Романова ждет следующий старт в EuroNASCAR и тут вновь уже успели вмешаться карантинные меры!
Этап должен был пройти на чешской трассе «Мост», однако из-за введенного этой страной карантина, гонку перенесли на малоизвестную трассу в Хорватии.
Как знать, быть может ее «незнакомость» подавляющему большинству соперников Игоря, как и ему самому, сыграет на руку и в этот раз украинец финиширует в топ-10 и, возможно, поднимется на подиум для тех «кому за 40»? Болеем за наших!
Вячеслав Щербина
Фото EuroNASCAR и архив Игоря Романова