Кубок Чайки 2020: Настоящий подарок болельщикам! (Часть 2)
5.11.2020
Мы уже рассказали о событиях, разворачивавшихся на 3-м этапе «Кубка Чайки» в зачете Touring. Настал черед других классов и подведения итогов всей серии, ведь эта гонка, приуроченная ко «Дню Автомобилиста», стала финальной.
Всего 3-й этап «Кубка Чайки», заезды которого во второй раз в истории Автодрома «Чайка» были запущены в обратную сторону по часовой стрелке, собрал 15 машин на старте. Этот пелотон стал самым большим из восьми кубковых гонок, проведенных в этом году. Количественно он уступил лишь 3-му этапу Чемпионата Украины по кольцевым гонкам, где было допущено 16 участников.
Однако тогда на старте субботней гонки в Одессе в реалии стояло аккурат 15 машин, тогда как Финал UTC в воскресенье не досчитался еще пары участников.
Так что мы вправе говорить о том, что Финал «Кубка Чайки» действительно собрал самое большое стартовое поле в этом году для 11 из 12 кольцевых гонок, состоявшихся в нынешнем сезоне…
Но, главное, что помимо количества, пелотон отличался и качественным наполнением – никаких «одноразовых гастролеров» или разово пробующих свои силы «раллистов»…
О насыщенном интригой и борьбой «Туринге» мы уже рассказали в первой части.
Лишь напомним, что на заключительный этап «Кубка Чайки» в нем вышли практически все основные «действующие лица» этого зачета, не считая разве что Вадима Евтушенко.
Среди 8 стартовавших присутствовали два нынешних лидера этого зачета Вадим Конончук и в итоге победивший Сергей Юнашев.
Плюс не стартовавшие накануне в субботу сразу три пилота SDrive: Максим Волынец, Владислав Синани и Сергей Беляев.
Последний из них чуть было не сотворил сенсацию - по крайней мере, в квалификации и дебюте гонки уверенно опередив обоих фаворитов!...
Хотя Super Touring вновь оказался не столь заполненным, и качественно и количественно, в нем наблюдалась своя интрига, пусть отчасти и созданная …. искусственно! Как обычно – обо всем по порядку.
Расставить точки над «i»?!
«Супер Туринг», как и накануне на 2-м этапе «Кубка Чайки», насчитал шесть машин. Однако, с нестартом Олега Сокырбы на его мощном BMW, реальных представителей этого зачета снова «осталось только двое». А именно - Константин Гуцул и Алексей Бабенко, выступающие на Honda S2000. При этом Константин после субботы решил «сменить перчатки».
Напомним, что накануне он стартовал на своей менее мощной белой «японке» и тогда Алексей составил ему достойную конкуренцию.
Лидерство переходило из рук в руки между Бабенко с Гуцулом несколько раз и хотя в итоге верх одержал Константин, быстрейший круг в гонке остался как раз за новичком.
Так что в воскресенье Гуцул ехал уже на своей настоящей «боевой подруге» - красной S2000, двигатель которой почти в два раза мощнее ее белоснежной сестры! Однако это была не единственная «задумка» Константина.
В этот раз на утренней тренировке ехали оба пилота «японок» и лучшее время предсказуемо остается за «красной» - 1 мин 27,953 с.
При этом, хотя Бабенко показывает второе время, оно оказывается в 8 секундах «позади» Гуцула!
На второй тренировке лучший Алексей, но только с 1 мин 34,047 с, тогда как Константин «отсиживается» и не выезжает. Но, дальше становится еще интереснее!
На квалификации Алексей показывает практически тоже самое время – 1 мин 34,163 с и его хватает для завоевания «поула»! Гуцул выезжает на «засечку», но теперь уже он «отстает» на 8 секунд! Что-то случилось с «красной» S2000?! Оказалось, что нет!
Константин решил «поиграть в поддавки», причем не только со своим, по сути, единственным соперником, но и со всеми остальными!
По признанию самого Константина, он уже со старта намеревался пропустить и всех младшеклассников, оставив обгоны их, равно как и другого пилота «Хонды» на саму гонку. Сказано-сделано!
Константин действительно с погасшими огнями светофора остается стоять на месте.
Правда, тут хочется заметить, что если намеренная низкая скорость в квалификации, никаким правилам не противоречит, то подобный маневр на старте несколько опасен - ведь паре пилотов довелось объезжать намеренно «замерший» автомобиль! Проще было бы сразу после прогревочного круга, занять последнее стартовое место. Но, это к слову…
Тем не менее, уже к новому повороту «красная ракета» опережает несколько куда менее мощных машин.
К концу первого круга она уже идет пятой. Не возникало никаких сомнений, что спустя круг Константин повиснет на заднем бампере второй «Хонды», но, не тут-то было!
В первом повороте второго круга происходит столкновение двух лидеров зачета «Туринг». Гуцулу удается уклониться от них, но при этом полностью вытормозиться и теперь уже вынужденно оказаться в хвосте пелотона.
Но, ведь он хотел «поиграть в салочки» в этот день, а, как говорится – мысли материальны.
В реалии при таком превосходстве мощности над практически всеми остальными на трассе, понятно, что пройти их всех за три километра большого труда Гуцулу не составляло.
Спустя всего круг Константин вновь прорывается теперь с 12-го места на 2-е.
Еще круг и он настигает все же успевшего уйти в небольшой отрыв Бабенко.
В этот раз «игра» со стороны главного фаворита зачета «Супер Туринг» с новичком продолжалась недолго.
Практически сразу Константин опережает соперника, причем делает это в довольно нетривиальном месте – в теперь ставшем левым поворотом между двумя «ушами», после чего уходит в отрыв.
В этот раз лидерство Гуцула было неоспоримо – на финише две «Хонды» разделили более одной минуты!
Равно как и его быстрейший круг в гонке, который составил 1 мин 28,011 с и оказался более чем на три секунды быстрее, нежели чем у финишировавшего вторым Алексея.
Причем в этот раз лучший круг в гонке, как и «поул», приносил 1,5 бонусных балла - с учетом того, что 3-й этап «Кубка Чайки» носил статус Финала, все заработанные на нем пилотами очки перемножались на повышающий коэффициент 1,5. Но итоги мы подведем чуть ниже.
Немного об остальных
Рассказывая о «Супер Туринге», нельзя не поведать о других его участниках, пусть они и выступали на несравнимо менее мощных автомобилях в сравнении с двумя лидерами. Примечательно, что из шести стартовавших в нем пилотов, трое ехали пусть и на «разношерстной», но 1,4-литровой технике.
Причем все трое являются новичками и фактически дебютантами, а паре из них и вовсе нет еще и 14 лет!
Если за плечами Андрея Скока и Тимофея Гонтового, выступающих соответственно на «Калине» и «Фелиции», уже имелось «аж» по паре гонок, то Константин Денисов дебютировал в «большом кольце» накануне в субботу. Правда, с одной оговоркой.
Как и у двух мальчишек, у Денисова имеется опыт картинга, после чего он выступал в «большом кольце», но на двух колесах.
Сменив их на четыре колеса, Константин выехал на бывшей «восьмерке» Дмитрия Пархоменко, но с установленным на нее стоковым 16-клапанным двигателем, схожим с мотором «Калины» Скока.
При этом нельзя не сказать, что карбюраторный 8-клапанный двигатель «Шкоды» Гонтового «при всем желании» не может сравниться с соперниками…
Ну а главным фаворитом в этом втором эшелоне «Супер Тринга» без сомнения являлся Сергей Бабак.
Он не только имеет куда больший кольцевой опыт чем выше перечисленное трио, но и куда более мощную «восьмерку», к тому же подготовленную по техтребованиям к горным гонкам, несколько более либеральным чем на «кольце».
Не удивительно, что именно Сергей на всех тренировках, квалификации, а потом и в самой гонке серьезно опережал этих своих «одноклассников».
Более того, вновь, как и накануне, Бабак стал настоящей «головной болью» для лидеров «Туринга», теперь «попортив жизнь» Сергею Юнашеву.
Увы, но вскоре на машине с характерной рекламой резиновых изделий возникают проблемы с тормозами.
Сначала Сергей «промахивается» в новом первом повороте, затем теряет темп. Ну а окончательно его «доканывают» вернувшиеся проблемы с трансмиссий, которую механики уже ремонтировали перед квалификацией – сход и это с уверенного третьего места в классе позади пилотов двух «японок».
Что же до Денисова, то потренировавшись накануне, уже на первой тренировке он опережает остальных «1,4-литровиков», включая на одну секунду Скока, едущего на спортивном «слике», тогда как Константин выступал на серийной гражданской «резине».
Во второй тренировке ситуация повторяется, но теперь преимущество Денисова над Андреем увеличивается до 2,5 секунд.
На квалификации дебютант-мотоциклист снова лучший среди этих троих.
Хотя Константин и уступает Бабаку более 5 секунд, он снова опережает Скока, правда, теперь только на 0,8 секунды.
Понятно, что из-за разницы уровня их техники, борьбы среди этих трех пилотов «Супер Туринга» не наблюдалось.
Более того, Денисов скорее «наступал на пятки» замыкавшим ряды «Туринга» пилотам.
А именно он успел побороться с идущим последним в этом зачете Антоном Поляничко, опередив его в итоге.
Со сходом Бабака, Денисов унаследовал третье место, тем самым, всего во второй в своей жизни кольцевой гонке на «полноразмерном» автомобиле поднявшись на подиум!
Скок провел уверенную гонку, финишировав первым вне подиума. От его третий ступени Андрея отделила 41 секунда.
С точки зрения быстрейшего круга в гонке юный пилот «Калины» уступил Денисову две секунды.
Тут нельзя не напомнить, что накануне на первом же круге гонки 13-летний пилот «поймал крышу». Однако это происшествие, которое может «выбить из колеи» любого взрослого пилота, судя по всему, вообще никак не сказалась на уверенности Андрея.
Более того, в воскресенье он оживленно объяснял еще более юному картингисту, зачем нужен HANS, который накануне ему самому «пригодился»!...
С точки зрения его техники, Тимофей Гонтовой изначально находился «в проигрыше» в сравнении с другими пилотами на 1,4-литровых машинах. Пока сын Павла Гонтового только получает первый опыт в «большом кольце» и его главной целью является только финиш.
К нему Тимофей уверенно пришел, при этом значительно ускорившись в сравнении со своими утренними показателями.
С точки зрения лучшего круга Гонтовой-младший уступив Скоку менее 6 секунд. И это при том, что «Калина» последнего обута в настоящий спортивный «слик», тогда как Тимофей выступал на стоковой дорожной резине, «не считая» разницу мощности 16-клапанного мотора и старого карбюраторного 8-клапанника…
Окончательные подсчеты
Наконец, мы подошли к главному «моменту истины» - подведению итогов «Кубка Чайки». В этом году, как и в прошлом, данная серия, в итоге состояла из трех этапов. Благо, в оба дня сразу два зачета собирали 5 и более машин, что означало минимально необходимый кворум и понижающие коэффициенты, введенные с прошлого года в «Кубке Чайки», применять необходимости не возникало.
Вместе с тем, определяющим даже при трех фактически проведенных этапах по-прежнему является так называемый «Результат». Он вычисляется по формуле «3-1» с отбрасыванием одного худшего показателя для каждого из пилотов. К таковым относится и нестарт в гонке.
С его тремя уверенными победами на всех трех этапах «Кубка Чайки», первым в рамках зачета «Туринг» становится Сергей Юнашев.
Он собрал увесистую сумму в 75,5 баллов, тогда как за вычетом худшего, а для «Юнги» это победа (!), остается 57,5 очков. (На 1-м этапе «Кубка Чайки» не собралось 5 участников, поэтому первое место на нем принесло 16 очков, плюс «бонусы»). А вот позади Юнашева разрывы оказались довольно интригующими.
Несмотря на то, что он так и не смог опередить Волынца в решающем Финале и подняться на подиум, с учетом повышающего коэффициента на нем Анпилогов берет 15 очков за 4-е место.
Таким образом, Никита доводит свою сумму до 35 очков, а «Результат» до 27, которые и приносят ему второе место по итогам «Кубка Чайки».
А дальше в зачете «Туринг» все оказалось и вовсе невероятно плотно.
Аналогично Никите, выступив на всех трех этапах «Кубка Чайки», Поляничко собрал 31 балл.
При этом даже с учетом повышающего коэффициента 1,5, худшим для Антона оказался как раз Финал!
Заработанные на нем Поляничко 9 баллов за 6-е место ушли «в корзину», оставив в «Результате» 22 очка.
Но и их Антону хватило, что бы с перевесом лишь 0,4 балла опередить в итоге своего напарника и приятеля в жизни Павла Марьяненко, закончившего «Кубок Чайки» в шаге от его итогового подиума.
Виду его схода в воскресенье, с 15 очками за второе место накануне пятым в «Турине» становится только оформивший 4-й, причем подряд, чемпионский титул Вадим Конончук.
При этом нельзя не сказать, что со вторым местом на Финале, с учетом все того же повышающего коэффициента Владислав Синани заработал 22,5 балла.
Тем самым, с точки зрения «Результата» он вроде бы опережает Конончука и даже двух пилотов SCS, и мог бы стать третьим по итогам «Кубка Чайки».
Однако этого не произойдет!
По правилам пилот, стартовавший менее чем в двух этапах Чемпионата Украины, Кубка Украины или любой другой серии, коей и является «Кубок Чайки», не может быть классифицированным по их итогам.
Это же относится и к стартовавшему только на Финале «Кубка Чайки» Максиму Волынцу с его 18 баллами за 3-е место, где три пилота SDrive буквально оккупировали подиум «Туринга»...
Константин Гуцул, которому, если не считать квартет лидеров «Туринга», остальных довелось обгонять по три и даже четыре раза, вполне предсказуемо стал первым по итогам «Кубка Чайки» в зачете «Супер Туринг».
С учетом повышающего коэффициента на Финале и трех уверенных побед, его сумма составила 66,5 очков и 52,5 в «Результате». (На малочисленном 1-м этапе победа принесла Гуцулу только 12 баллов плюс бонусы).
Не стартовавший на 1-м этапе, но потом занявший два вторых места Алексей Бабенко набрал за них 40 очков, закончив «Кубок Чайки» вторым.
Позади двух пилотов мощных «Хонд» все оказалось плотно и интригующе.
Благодаря тому же повышающему коэффициенту и его подиуму на Финале, Константин Денисов сходу становится третьим по итогам «Кубка Чайки», собрав 28 очков.
С учетом того, что он прошел в воскресенье аккурат 60% дистанции, Сергей Бабак должен быть классифицирован последним 6-м, за что ему полагается 9 баллов.
Соответственно с 12 за третье место накануне и 21 в итоге Сергей становится 4-м по итогам серии, опережая всего на один балл Тимофея Гонтового, тогда как ряды зачета «Супер Туринг» замыкает Андрей Скок с 15 очками.
Не совсем P.S.
Нет, мы конечно не забыли о самом младшем зачете 8С! Увы, но на 3-м этапе «Кубка Чайки» в нем вновь, как почти весь год в кубковых гонках, оказался лишь один участник – Кирилл Митител. Накануне компанию ему составил Андрей Ронкович, однако в воскресенье новичок не стартовал.
Митител выступает на «восьмерке» с 1,5-литровом, но 8-клапанным мотором, который сравним по мощностным характеристикам как раз с 1,4-литровыми моторами Денисова и Скока, в чем-то, даже немного уступая им.
Тем не менее, на первой тренировке Кирилл опережает все 1,4-литровое трио «Супер Туринга», но уступает пол секунды Денисову во второй.
Однако в квалификации Митител показывает 1 мин 41,298 с, которые стали разом на целых две секунды быстрее того же Денисова, и «подперли» вплотную «хвост» пелотона «Туринга».
Как и Денисов, в гонке «младшеклассник» успел побороться со «старшими», оказывая прессинг на Павла Марьяненко.
В итоге Кирилл все же отстал от Павла. Тем не менее, он закончил гонку на более чем достойном 8-м месте из 12 финишировавших, опередив сразу четверых старшеклассников, включая трио из «Супер Туринга» и Антона Поляничко.
С точки зрения лучшего круга в гонке для Мититела им стали 1 мин 41,306 с, которые оказались на секунду лучше, чем у Денисова с Поляничко и полностью соизмеримы с лучшим временем Марьяненко.
Естественно Кирилл становится лучшим и по итогам сезона в «Кубке Чайки» в 8С.
Ему, как и всем болельщикам остается надеяться, что этот зачет в следующем году соберет куда больше участников…
Хотя, даже при 15 машинах на старте и эта завершавшая кольцевой сезон гонка оказалась одной из лучших в этом году - наполненной борьбой и своей интригой.
Жаль, что в этот раз на трибунах оказалось совсем мало зрителей.
Но, те, кто приехали в этот «День Автомобилиста» на Автодром «Чайка» явно не пожалели! Эти настоящие болельщики не остались разочарованы увиденным ими событиями на трассе, особенно яркой борьбой в «Туринге», продолжавшейся буквально со старта до финиша!...
Что же, теперь нас ждет долгая зима, а что принесет нам следующий год, покажет время…
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и автора