Кубок Чайки 2020: Настоящий подарок болельщикам! (Часть 1)
4.11.2020
Приуроченный ко «Дню Автомобилиста» Финал «Кубка Чайки» запомнится сразу несколькими моментами. Это и качественно и количественно наполненный пелотон, и борьба на трассе и, главное, - самой гонкой с движением в обратном направлении, да еще и с абсолютно новым поворотом!
Действительно, 3-й этап «Кубка Чайки», ставший Финалом этой серии, войдет в историю украинского «кольца», как минимум, благодаря самой трассе! Всего во второй раз в истории кольцевая гонка была запущена в «обратном» направлении по часовой стрелке.
Однако, с учетом дебюта накануне совершенно нового поворота, который был задействован и в этот раз, мы действительно вправе говорить о совершенно новой гонке с исторической точки зрения. Но вопрос не только в «новизне» трассы как таковой. Как обычно – обо всем по порядку.
Тормоза придумали «трусы»?!)
Шутки шутками, но те, кто увлекается автоспортом, знают, что время на круге зависит не только от топовой скорости автомобиля (его мощности), но и во многом и от способности эффективно тормозить. Причем речь идет как о возможностями самой техники, так и насколько ими сможет воспользоваться сам пилот. И как раз в этом контексте Автодром «Чайка» вызывал многолетнюю критику со стороны многих, особенно самих пилотов.
По сути, до появления усилиями тогдашнего руководителя СУ «Чайка» Леонида Протасова последнего поворота, негласно названного его именем, на малом кольце «Чайки» имелась лишь пара-тройка точек торможений, но отнюдь не экстремальных – до 3-й, а то и вовсе всего 4-й передач.
«Острых» углов на ней и вовсе не существовало как явления – лишь один 90-градусный и все.
Остальные представляли из себя затяжные «тягуны», да и этот 90-градусный «Лады» проходят на 5-й передаче!
Иными словами, реальное торможение на нынешней «Чайке» имелось всего одно, именно перед «Поворотом Протасова».
Мало кто помнит сегодня, но когда его усилиями была «отменена» ведущая на стартовую прямую мотосрезка и создан новый поворот, это вызвало немалый резонанс, и отнюдь не положительный!
С учетом бетонного отбойника прямо на выходе из нового поворота, поначалу многие, если не сказать на тот момент почти все (!), пилоты буквально протестовали против этого поворота! Более того, они отказывались по нему ехать, ссылаясь на его опасность.
Однако, после небольшого Брифинга, где, кстати, крайне интересную речь в защиту нового поворота произнес Руслан Серов, страсти улеглись.
Да, бетонная стена за эти годы «приняла» определенное количество машин, особенно на соревнованиях формата тайм-аттак, хотя и кольцевых тоже, включая и формулы.
Однако со временем этот поворот модифицировали, включая саму стену.
Перед бетоном вначале появились слои из отработанных покрышек, благодаря которым, к примеру, не так давно осталась почти невредимой BMW Олега Сокырбы.
Да и сама конфигурация поворота и поребрик внутри него тоже с годами изменились.
Если изначально его проходили на 2-й передаче, то последние годы это уже третья и не столь резкое торможение перед ним.
Украинские кольцевики приноровились к «опасному» повороту, зачастую проезжая его зрелищно, подпрыгивая на поребрике, не боясь выхода прямо на бетон.
Тем не менее, именно этот «Поворот Протасова» на протяжении многих лет оставался единственным местом серьезного торможения на трассе, дающим возможность классического варианта обгона.
Ну, или потенциальным местом для столкновения при неуступчивости обгоняемой стороны или ошибки со стороны атакующей…
И вот накануне, в субботу, в «большом кольце» официально дебютировал совершенно новый вариант «Картингового поворота». (Ранее он уже был опробован в гонках тайм-аттак).
Этот поворот «трансформировался» из затяжной дуги в настоящую узкую «шпильку» а-ля «Аделаида» в «Магни Куре», с жестким торможением перед ней и 2-й передачей на апексе.
В воскресенье же во второй раз в истории кольцевая гонка была запущена «против шерсти», по часовой стрелке, при этом новый поворот остался задействован.
Иными словами, одним «движением руки» обычно скоростная «Чайка» вдруг бросила совершенно новый как для нее вызов пилотам - на ней появились сразу два поворота с серьезными точками торможения!
Обратное направление означало, что «Поворот Протасова» трансформировался в куда большее торможение перед ним, чем в обычном направлении, и 2-ю передачу внутри. Все это означало не только новые потенциальные места для совершения обгона, но и проблемы. И не только с поиском точек торможения и идеальных траекторий прохождения новых поворотов, но и самими … тормозами.
«Юнга» Vs Конончук – завязка №2
Нельзя не сказать и то, что большинство кольцевиков, базирующихся на самой «Чайке», успело потренироваться не только в обычном направлении с новым «Картинговым поворотом», но и в обратном. Тот же Сергей Юнашев в воскресенье утром вновь не выезжал ни на первой, ни на второй тренировках!...
При этом сутра его визави в лице Вадима Конончука и вовсе не наблюдался на «Чайке»!
По некоторым данным ввиду «семейных обстоятельств» он изначально не собирался стартовать в воскресенье, однако в последний момент Вадим находит возможность, но как!
Когда первая тренировка уже была запущена, одетый в спортивный комбинезон Конончук (!) «собственноручно» притягивает свою «Калину» на лафете и тут же, на последних минутах, успевает выехать на трассу!
В пору говорить - «с корабля на балл», особенно если учесть, что в отличие от остальных, Конончук впервые выехал в «обратку»!
Справедливости ради нужно сказать, что не один Вадим оказался в схожей ситуации.
Владислав Синани с Сергеем Беляевым, работающие за границей, прилетели в Киев буквально этим утром и, не заезжая по домам, отправились на «Чайку». Естественно, они оба также не имели возможности потренироваться перед гонкой на новой конфигурации.
Однако это обстоятельство не мешает именно Беляеву стать быстрейшим на первой тренировке в «Туринге» - 1 мин 38,670 с.
Второе время среди всех «ВАЗов» показывает Сергей Бабак, выступающий в «Супер Туринге», тогда как следующим представителем «Туринга» становится второй пилот SDrive Владислав Синани, правда, с отставанием в 2,6 секунды! Но остальные оказались и того дальше.
Никита Анпилогов уступил Беляеву почти три секунды, Антон Поляничко - 3,5, а Павел Марьяненко и вовсе все шесть. (Всего зачет «Туринг» в этот раз насчитал 8 участников, против пяти накануне).
При этом Антон успел проехать всего пару кругов, после чего ошибается на выходе из последнего, ставшего теперь первым со старта поворотом.
Он довольно серьезно «прикладывается» к бетонному отбойнику, повреждая всю левую подвеску, включая довольно серьезно заднюю, принявшую львиную удара о беспощадный бетон на себя.
Пока механики SportCarService в очередной раз приступали к полевому ремонту (а ведь «ночером» они восстанавливали после аварий накануне машины Марьяненко и Андрея Скока), остальные «выруливают» на вторую тренировку. И снова без Юнашева!
А лучшее время вновь показывает еще немного ускорившийся Беляев – 1 мин 38,370 с.
Примечательно, что Сергей на втором своем лучшем круге уступает самому себе лишь 0,002 секунды, а потом проходит еще пару с «отставанием» от себя всего на 0,098 и 0,077 секунды и еще несколько кругов в «одной десятке» от самого себя! Утренний темп Сергея был более чем многообещающ…
С учетом того, что на первую тренировку Конончук выезжал даже не установив датчик, его время на ней останется неизвестным.
Зато вторую он заканчивает вплотную к Беляеву, уступив ему лишь 0,147 секунды.
За ним идет еще один пилот снова, как и в субботу не заявившейся официально команды SDrive - Максим Волынец.
Пропустив первую «треню», на второй он отстает от лучшего времени на 1,4 секунды, но оставляя позади себя Анпилогова и немного ускорившегося Марьяненко, теперь уступающего лучшему времени менее 4 секунд.
При этом еще один пилот SDrive, как и лидер этой команды Юнашев, не выезжал на трассу, но не из-за уверенности в своих силах, а по несколько казусной причине … отсутствии на тот момент у него требуемой монорезины!... (Помните, в рассказе о 2-м этапе «Кубка Чайки» мы упоминали этот «резиновый вопрос»?!).
Наконец-то наступил первый момент реального «момента истины» - квалификации. Однако сначала нужно немного вернуться к тренировкам.
«Юнга» Vs Конончук – совсем неожиданная развязка!
Еще в первой из них на первых кругах для него Конончук ошибается на торможении в новом первом повороте – «промахивается» и уезжает в «карман».
Тогда это было понятно – Вадим впервые выехал на трассу в этом направлении и только начинал искать точки торможения.
Однако на второй тренировке ситуация повторяется и тут уже с довольно экстремальным торможением, все в том же месте.
Как выяснилось, тут уже речь не шла об ошибке пилота – возникли проблемы с тормозами, причем довольно нестандартные.
Одну из тормозных колодок «выдавило», и тут счастье, что Конончук вообще смог остановить машину.
Но теперь он сталкивается с другой проблемой.
Как уже было сказано, на воскресную гонку Конончук приехал буквально «экспромтом» - без технички, без ЗИП-а, без ничего! У него попросту не было «при себе» запасных колодок!
К счастью для Вадима, не у него одного возникли проблемы.
В это же время механики SCS меняли заднюю балку на «восьмерке» Поляничко, плюс сцепление на машине Сергея Бабака.
Ввиду этих обстоятельств время квалификации было отодвинуто более чем на пол часа, дабы команды смогли отремонтироваться.
Так что напарник Конончука и одновременно основатель и второй пилот команды «Киев-ЮГ» Владимир Дрогомирецкий успевает привезти тормозные колодки, их устанавливают, но впритык!
Конончуку, равно как и всем остальным удается уйти на «засечку». А она преподносит свои «сюрпрайзы».
Первое удивление большинства вызывает то, что вовсе не Юнашев берет «поул».
Свою утреннюю скорость полностью подтверждает его напарник по SDrive Сергей Беляев, зарабатывая «поул». Более того, он становится единственным, кто выходит из 38 секунд – 1 мин 37,968 с.
При этом «Юнга» хотя и второй, но в 0,677 секундах «позади»! Он пытался ускориться, пройдя еще два быстрых круга, однако уступил на них самому себе 0,2 и 0,3 секунды…
Третье время тоже довольно неожиданно показывает Анпилогов, уступив «поулу» чуть менее секунды. И только 4-е остается за Конончуком, в свою очередь уступившему Никите лишь 0,029 секунды и тоже менее секунды Беляеву. Времена других пилотов «Туринга» тоже оказались довольно близкими.
Волынец уступает лучшему 1,182 секунды, а Синани, несмотря на пропуск им второй тренировки, – 1,6 секунды.
Марьяненко еще больше ускоряется и уже на квалификации отстает от быстрейшего времени только на две секунды.
Его напарник по SportCarService Антон Поляничко на только восстановленной механиками машине замыкает ряды этого класса, правда, оказавшись в 5 секундах от «поула».
Настает второй «момент истины» - старт самой гонки и он преподнес еще больше сюрпризов!
Увы, большинство из них оказались с отрицательным значением. Естественно, не для всех.
Беляев уступает лишь Бабаку, не являющемуся его прямым соперником, тогда как Юнашеву явно не удается старт и он разом опускается с 2-го на 5-е место, пропуская вперед Анпилогова, Конончука и Волынца.
К новому «Картинговому повороту» ситуация вновь кардинально меняется.
Конончук с Волынцом проходят Анпилогова, а в самом повороте «Юнгу» успешно атакует Синани, тем самым смещая его на 6-е место и это при старте с второго!
Тем не менее, Сергей не сдается и тут же контратакует, причем по наружному радиусу. А спустя круг все еще раз меняется.
Идущий вторым Конончук заезжает на грязную часть трассы и на торможении его колеса беспомощно блокируются. Увы, но, почти как на льду, его «Калина» долетает до ни чего не подозревающего лидера.
Машина Беляева получает увесистый и, главное, летальный удар в заднее колесо.
Она смогла протянуть еще пару поворотов, после чего великолепно проводивший этап Беляев сходит…
Равно, как за сим гонка закончилась и для главного соперника Юнашева, собственно, как вся интрига. Если точнее - больше не стоял вопрос с победителем.
Пусть и не за победу, но борьба до самого финиша!
За первый круг Юнашев успевает опередить Волынца с Анпилоговым, тем самым, выйдя на третье место. Ну а с самоустранением двух лидеров, собственно, что оставалось ему, как не уехать к очередной победе?!
Правда, как и накануне с Конончуком, нервы Сергею немного подпортил его тезка из другого зачета.
После пары кругов Юнашев опережает Бабака, однако тот не сдается и контратакует! Лидер «Туринга» тоже не сдается и они проходят пару поворотов бок-о-бок!
И вновь, напомним, что речь шла о борьбе, которая в реалии была полностью лишена какого-либо фактажного смысла…
Верх в ней все же одерживает Юнашев, тогда как Бабак промахивается на торможении в первом повороте, пропуская вперед сразу несколько других пилотов из «Туринга».
«Попутно» лидер SDrive показывает и лучшее время в гонке – 1 мин 38,426 с. Иными словами, единственным, кто на новой конфигурации в «обратку» вышел из 38 секунд так и остался Беляев с его «поулом»…
При этом ближайшее лучшее время в гонке уже уступило рекордному Юнашева более, чем пол секунды – 1 мин 39,130 с и оно осталось за Синани.
И, можно сказать, что именно этот пилот оживил всю оставшуюся гонку в этом зачете!
Как уже было сказано, на первых метрах Владислав даже бросил вызов самому «Юнге», после чего тут развернулось великолепное сражение за втрое место, причем сразу между тремя пилотами!
На нем шел Максим Волынец, однако его вплотную «подпирал» Анпилогов, у которого в свою очередь на заднем бампере повис Синани.
Так продолжалось несколько кругов и первым оборону ломает как раз Синани.
Воспользовавшись небольшой ошибкой соперника на торможении в первом повороте, когда Анпилогов оставил ему не то что калитку, но целые ворота для обгона, Владислав проходит его.
Однако Никита на этом вовсе не сдается и пытается контратаковать, оказывая немалый прессинг на соперника.
У Анпилогова почти удается атака, причем в том же первом повороте.
Однако Владислав наглухо «захлопывает калитку», при этом Анпилогову удается вытормозиться и избежать столкновения, хотя момент был, что называется - на грани.
Синани не стал дальше «испытывать судьбу», предпочтя самому опередить Волынца в новом повороте.
Тем самым Владислав выходит на второе место в «Туринге», на котором он и заканчивает гонку, принося победный дубль SDrive.
Наверняка по финишу Андрей Бондарь - основатель и руководитель этой команды – пожалел, что не стал заявлять свой коллектив официально на этапах «Кубка Чайки»…
А тем временем, борьба на этом вовсе не прекратилась! Теперь она велась за последнее место подиума «Туринга».
За «бронзу» этого зачета отчаянно, порой проходя «на ушах», прыгая по поребрикам и вставая на два колеса, цеплялся еще один пилот SDrive – Максим Волынец.
Атаки Никиты Анпилогова на него продолжались до самого финиша, где в итоге их разделили лишь 0,795 секунды!
Волынцу все же удалось устоять под этим натиском, финишировав третьим.
Тем самым, Максим превратил подиум 3-го этапа «Кубка Чайки» в зачете «Туринг» в 100%-й результат для команды SDrive! И какой ценой!
Буквально всю гонку Волынцу довелось сначала обороняться от Синани, а потом от Анпилогова, пройдя каждый ее круг на пределе!
Не удивительно, что после финиша он выглядел несколько изнеможенным, но одновременно довольным.
О ритме их гонки говорят и сами времена.
Как уже было сказано, с точки зрения лучшего круга в гонке, второй показатель позади Юнашева остался за Синани – 1 мин 39,130 с, однако оба его соперника оказались совсем близко во всех смыслах!
Лучшее время Волынца уступило Владиславу лишь 0,062 секунды, а Анпилогова – 0,207! Настолько близка оказалась скорость этого трио в гонке! Но и это не все.
О накале борьбы среди этих трех пилотов говорит один почти невероятный факт.
Синани показал свое лучшее время буквально на последнем круге гонки, а борющееся между собой Никита с Максимом абсолютно синхронно за два круга до финиша!
***
Замкнули ряды «Туринга» напарники Анпилогова по также не завяленной официально Smart Racing, в реалии едущие «под цветами» Sport Car Service. 5-м финишировал Павел Марьяненко, чье лучшее время составили 1 мин 41,022 с.
Тогда как 6-м и последним стал Антона Поляничко, машина которого после контакта с бетонной стеной на тренировке явно не была в 100-й форме…
Что же до главного «момента истины» - итогового подсчета очков в рамках «Кубка Чайки» для «Туринга», равно как об интриге в Super Touring, а она вновь присутствовала даже при двух стартующих на мощных автомобилях во второй части нашего развернутого рассказа о Финале «Кубка Чайки».
Вячеслав Щербина специально для украинских кольцевиков и их болельщиков
Фото Вадим Чайковский и архив автора