«24 часа Ле Мана» которых лучше бы не было!
27.09.2020
Прошедший в минувшие выходные в 88-й раз по счету суточный марафон «24 часа Ле Мана» вряд ли будет вспоминаться в будущем. Более того, во многом лучше бы этой гонки и вовсе не было!
И дело не в том, что «24 часа Ле Мана-2020» впервые за свою почти столетнюю историю прошел «за закрытыми дверями» без зрителей. Хотя и в этом тоже. Нужно понимать, что если не считать не менее легендарные «Инди-500» - а обе эти гонки вместе с «Гран-При Монако» входят в так называемую «Тройную корону моторспорта», - «24 часа Ле Мана» являются самым посещаемым зрителями событиями на планете Земля!
И «Инди-500» и «Ле Ман» собирают порядка 300 тысяч зрителей! Если с пандемией гонка «Формулы-1» в Монако была отменена, то две других прошли при абсолютно пустых трибунах.
Мы не будем вдаваться в вопросы вроде - почему многотысячные протесты ввиду гибели рецидивиста-наркомана Джорджа Флойда, которого демократические СМИ возвели в ранг святых, или протесты, сегодня происходящие чуть севернее Украины, не приводят к «мору» людей?! Правительства сказали «карантин» и организаторы соревнований по всему миру (хотя не все и не везде) вынуждены его придерживаться…
И хотя кто-то может выдвинуть аргумент, что проводить такие мероприятия без болельщиков априори не имеет смысла, с ними можно поспорить.
В реалии вопрос, почему нынешние «24 часа Ле Мана» можно назвать настоящим фиаско заключается как раз в другой – самой, что ни на есть спортивной точки зрения!
Две победы в нем производителей «Тойота» и «Астон Мартин» многие из болельщиков и вовсе назвали бы позорными, так как они были «завоеваны» без реальной оппозиции!
Победа за неимением соперников!
Итак, что же фанаты этой легендарной гонки имели в этом году? Да, она впервые прошла без зрителей и только в четвертый раз не в июне. Этот факт в реалии ни на что не влияет, кроме того, что ночь была на пару часов длиннее, однако это не добавило интриги.
Все боялись сентябрьской холодной погоды и, главное, туманов под утро и ливней с грозами, которые французские синоптики так упорно обещали. В итоге, было чуть ли не жарче, чем обычно в июне, никакого дождя, не говоря о грозах, и ни намека на туман.
Но, главное, это то, что «творилось» на самой трассе! И тут можно сказать – да фактически ничего – ноль интриги, и практически ноль борьбы!
«Тойота» вновь оказалась единственным производителем в «королевском» классе прототипов LMP1. Более того, да и частников тут особо не наблюдалось – в итоге всего пять машин. Это не говоря о том, что «частники» LMP1 несмотря на все усилия организаторов уровнять их шансы, стоят просто на другом уровне эволюции от полноприводных гибридов «Тойоты».
Единственной интригой тут являлся вопрос – сможет ли наконец-то победить «несчастливый» №7, которому по сути два года мягко не давали выиграть в угоду сестринского экипажа №8 … потому что в него входил один испанский пилот по имени Алонзо, выигравшего также дважды без какой-либо оппозиции.
В этот раз испанского «бычка» в ней уже не наблюдалось, и все надеялись, что экипажу в составе Майк Конвей-Камуи Кобаяши-Хосе Мария Лопез наконец повезет.
Но, увы. Проблемы с турбиной и выхлопной системой под вечер на №7 в этот раз уже действительно сделали ее невезучей, и это стало единственным драматичным моментом за всю гонку!
Без какого-либо сопротивления экипаж №8, в который в этот раз входили Себастьян Буэми-Брэндон Хартли-Казуки Накаджима, выиграл «Ле Ман» в третий раз подряд.
При этом финишный разрыв от ближайшей соперницы, причем тоже прототипа, но частного Rebellion составила пять кругов, тогда как №7 замкнула подиум, отстав на 6 кругов…
Единственное подобие борьбы в нынешних «24 часах Ле Мана» наблюдалось во втором зачете прототипов «для бедных» - LMP2.
Это действительно зачет, исключительно для частников, где правилами и техническим регламентом оговорено практически все. Команда этого зачета может купить шасси только у оговоренных организаторами – АСО – производителях и за продиктованную ними же самими французами цену! То же самое касается и двигателей, и еще много чего…
Не 24 часа, а скорее 24 минуты Ле Мана
Да, со старта на паре первых кругов в LMP2 было отмечено несколько обгонов – как никак в этом зачете ехало 22 машины! Однако, как только все они разобрались «по ранжиру» и тут не происходило ровным счетом ничего, не считая последнего часа, а точнее 24 минут, когда с трассы ушел очередной сейфети-кар.
Кто-то возразит, мол было несколько режимов «желтого» и «сейфети», были аварии!
Да они были, но все единичные, совершенно не драматичные. А все приостановки гонки происходили из-за уже становящейся пресловутой «нежности» тамошних отбойников и особенно «стен» из отработанных покрышек. Естественно их никто не будет ремонтировать при несущихся «на полную» мимо машинах…
А так, большую часть гонки лидировала №22 United Autosport. Кстати, команды, основанной ни кем иным, как Заком Брауном – нынешним директором «Мак Ларен», тогда как экипаж №22 возглавлял бывший пилот «Ф-1» Пол ди Рэста.
Единственной драмой тут стала поломка подвески менее, чем за час до финиша на №26 российской команды G-Drive.
Жан-Эрик Вернь отловил болид и довел его до пита, но эта поломка стоила им подиума, отбросив на итоговое 5-е место.
Потом была очередная авария одного из аутсайдеров этого же зачета, новые разбросанные «тюки» покрышек и новый «Сейфети кар». И вот после него, когда за 20 с небольшим минут до финиша был дан рестарт, произошел единственный спортивно-интригующий момент всей этой гонки!
За 8 минут до истечения суток лидирующему №22 понадобился splash&dash – секундная дозаправка, чтобы дотянуть до финиша.
Вырулив из пита, Филипп Хэнсон обнаружил на своем хвосте менее, чем в 5 секундах позади №38 Jota за рулем которой в тот момент находился никто иной, как еще один экс пилот «Ф-1», Энтони Дэвидсон.
№38 уже несколько часов держалась на втором месте и вот, казалось – у них появился шанс. Но, увы. Напряжение продлилось всего пару минут, так как и этой машине понадобилась аналогичная дозаправка буквально за пару минут до финиша! Собственно, это и была вся гонка!
№22 в составе Филиппе Альбукерке, Филипп Хэнсон и Пол ди Рэста отпраздновали первую победу в Ле Мане для Зака Брауна, опередив на пол минуты №38, в экипаж которого, кстати, входил только ставший Чемпионом в «Формуле-Е» Антонио Феликс да Коста.
Кстати, подиум LMP2 замкнула №31 команды еще одного бывшего «формулиста» - Оливье Паниса, так и называемая Panis Racing в состав которой, естественно, входили исключительно французские пилоты, ведомые опытным Жюльеном Каналем.
Однако уже они уступили двум лидерам этого зачета более двух кругов…
Почти позорище в GT!
Последние годы со спадом активности производителей в прототипах, на первое место в этом плане вышел профессиональный зачет GTE Pro. В нем действительно до прошлого года сражались заводские команды сразу пяти, а то и шести производителей одновременно! Однако в этом году все пошло не так.
Виду карантинных мер на нынешний Ле Ман не приехало сразу три «завода» включая Corvette и BMW, которые выступают на базе американской команды.
Таким образом, тут все свелось к трем оставшимся заводским командам от Ferrari, Porsche и Aston Martin.
Интересно, что «силы» в себе нашли сразу две частные команды из Америки, выступающие на «Феррари».
Да, они заручились «обслугой» европейских механиков, но, главное – они вышли на старт именно в зачете для профессионалов, тем самым, доведя количество стартующих тут машин аж до 8!
Причем ни для кого не было секретом, что они заявились сюда в надежде … на «шаровый» подиум!
И можно сказать, они не были далеки от истины, так как для «Порша» эта гонка стала провальной, но не без хитрости соперников, о чем ниже.
«Ле Ман-2020» в «гран туризме» прошел, что называется «в одни ворота» - в данном случае для «Астон Мартин».
Британцы, что называется, - «сдули» оппозицию с трассы, в том числе и в любительском зачете GTE Am, отпраздновав сразу две победы.
Да, в зачете «про» занявшая 2-е место заводская «Феррари» №51 финишировала в том же круге, что и победивший «Астон» №97, но борьбы между ними не было!
Более того, частный Vantage AMR №90 закончил гонку 5-м среди всех машин категории «джи ти»!
В этой победе к сенсации можно отнести лишь тот факт, что в ее экипаж входил Салик Йолуч, который теперь стал не только первым в истории турком стартовавшем в Ле Мане (это произошло в 2017-мгоду), но еще и выигравшем в нем!...
Главное же тут, это полный провал «Поршей», на которые перед гонкой многие возлагали большие надежды!
Но, празднование 50-летнего юбилея первой лемановской победы в «абсолюте» для штутгартской марки оказалось настоящим фиаско!
Шутка ли, но лучшим из двух заводских экипажей «Порше» стал №91, закончив гонку 5-м в зачете GTE Pro и это из 8, а точнее реально шести стартовавших заводских машины, и, главное - в 11 кругах от победного «Астона»!
А ведь ее экипаж состоял из таких матерых пилотов на «лонг дистансе», как Рикард Литц, Фредерик Маковеики и «перебезчик» из «Феррари» Джанмария Бруни… Иными словами, среди «заводов» в этом году «Порш» стал последним.
Более того, №91 финишировал позади пяти экипажей аматорского зачета GTE Am, включая частные «Порши»!
Будем везти мешки картошки?!
И только в GTE Am у немецкой марки оказался хоть один «гол чести» - подиум №77 Dempsey-Proton Racing, закончившей гонку на 2-м месте. Кстати, отчасти эта команда принадлежит не кому-нибудь, а знаменитому американскому актеру Патрику Демпси.
Интересно, что эта, в общем-то немецкая команда, выставила на гонку сразу четыре «Порша», но почти все из них были «с успехом» разбиты теми самыми пилотами-аматорами, где №99 стал одной из «заключительных» аварий в этой гонке.
Еще один «Порш» - №56 Team Project 1 – финишировал первым вне подиума этого зачета, уступив одной из частных «Феррари» №83. Правда, тут стоит отметить, что эта машина обслуживалась заводской командой AF Corse, а ее экипаж возглавлял никто иной, как Эммануэль Коллард,на счету которого более 20 «Ле Манов», включая две победы в классах, кстати обе на «Поршах», и еще куча подиумов…
Нельзя не отметить, что как и LMP2, этот зачет стал самым массовым – 22 машины. Неспроста же две американских команды на «Феррари», произведя элементарные упражнения в арифметике, «переметнулись» к «заводам»… Но все же – «Причем тут мешки с картошкой?!» – спросите вы. Нет, естественно, в «Ле Мане» не было никакой картошки и мешков тоже.
Но, в гонках существует такой термин как sandbagging, что и переводится как «возить мешки» и, именно благодаря этому приему победу праздновали АМ!
В прошлом году бриты приехали в Ле Ман с новой машиной и сходу продемонстрировали скорость.
На их беду, и не только их, организатор «24 часов Ле Мана» оставляет за собой право применять всякого рода «балласты успеха» (ВОР). В прошлом максимум, когда это могло быть сделано - только после квалификации. Однако пару лет назад АСО прописало само себе в правилах, что они могут искусственно замедлить слишком прыткую марку даже после субботнего утреннего ворм-апа всего за несколько часов до старта гонки!
В 2019 «оргии» уменьшили «Астон Мартинам» «турбо буст» и объем разрешенного топлива на дозаправках, что привело в итоге к их полнейшему краху в той гонке. Естественно бриты не дураки и выучили урок!
Наверное, наш читатель уже догадался, что в этом году «Астоны» очень аккуратно контролировали свою скорость в преддверии гонки, «отдав» поул как раз «Порше» №91.
Благо для них, в связи с пандемией расписание нынешнего Ле Мана было совершенно необычным – без традиционного тестового дня, только с одним тренировочным днем и вместо привычных шести часов квалификации, всего 45 минут пре-квалификации, потом получасовой «шут-аут» в пятницу плюс ворм-ап и вовсе всего на 15 минут! Так что контролировать свою скорость в этот раз было куда проще обычного.
Ну а в самой гонке «бриты» буквально полетели…
***
Такими вот, можно сказать не то, что скучными, но даже провальными и где-то позорными вышли нынешние «24 часа Ле Мана». Как неким эпиграфом к ним может послужить еще один почти уникальный случай, произошедший с №37 из LMP2.
Это одна из машин команды JCDC, где первые две буквы обозначают никого иного, как Джеки Чана – того самого, несколько лет назад серьезно пришедшего в автоспорт и ставшего совладельцем этой команды.
Так вот, на какой-то момент эта машина почти чудом вышла в лидеры, но у нее вскоре «летит» генератор. Тем не менее, она ремонтируется, возвращается в боксы, и хотя теряет более 20 кругов на этом, остается в гонке … пока ее не дисквалифицировали!
Как выяснилось, один из механиков команды был замечен на видео, передающим необходимые запчасти пилоту прямо на трассе! А стороння помощь в Ле Мане – это самый большой «смертный грех»!
«Посторонние» могут обслуживать машины исключительно на пит-лейне или в боксах… Более того, по правилам тут, даже если пилот отойдет от сломанной машины на 10 метров, она автоматически снимается с гонки! И такой вопиющий случай произошел впервые после 1994-го года!... Что тут еще можно сказать, может быть сакраментально-детское – «Позззор джунглей!»
Вячеслав Щербина - специально для Sport-Tuning.com.ua
Фото из открытых источников