Кошик

Чемпионат Украины по трековым гонкам: А «бы» все же остались!

Чемпионат Украины по трековым гонкам: А «бы» все же остались!
28.12.2021
Наш внимательный читатель мог заметить, что мы так и не рассказали о заключительном этапе Чемпионата Украины по трековым гонкам, который должен был состояться 30 октября, да еще и в колыбели рождения «Автоспидвея» - Ровно. И на то имелись свои причины. Настало время восполнить этот пробел и не только!

Сразу дадим ответ на первый вопрос – гонка в Ровно, которая во многом должна была стать знаковой так и не состоялась. Причем ее отмена произошла буквально за пару дней до запланированной даты проведения, когда «иногородние» участники уже практически грузили свои спортивные автомобили на лафеты и были готовы отправиться в путь! (Естественно, это не касалось местных пилотов). А причина отмены гонки прозаична для нынешних реалий - введение в Ровненской области «красной» карантинной зоны. 
С вступающими в такой карантинной зоне ограничениями возможность провести соревнования оставалась, но скорее теоретическая. В частности, потребовались бы очень большие усилия с точки зрения согласования и координации с местными органами власти и, главное, гонка тогда прошла бы без единого зрителя! И вот на это местный организатор, кем выступал Николай Пелешок, пойти не мог. И это понятно! «Автоспидвей» без зрителей - это попросту нонсенс. Тем более на настоящем трековом стадионе, да еще и в самом месте его рождения!

«Прерванный полет»

Без всякого преувеличения, именно трековая дисциплина является не только самой зрелищной из всех видов автоспорта, но еще и самой «зрителепригодной»! Только тут, расположившись на трибуне настоящего стадиона, практически с любого места, можно видеть абсолютно все, что происходит на «дорожке». Места в «виражах» дают свой неповторимый «эффект присутствия», хотя и несколько отдаляют от противоположного. 



Но если расположиться в районе «задней прямой» - тогда зрителю открывается 100%-й обзор обоих «виражей», да и вообще всей трассы…
Более того, местные болельщики буквально изголодались по «Автоспидвею», ведь последний раз он проводился в Ровно почти пять лет назад – в 2017-м году! Поэтому не удивительно, что организатор, как бы это не было сложно для него, но все же принял решение не проводить гонку без зрителей. 



В конце концов, соревнования, тем более автоспортивные, в первую очередь существуют именно для них – для болельщиков и просто зрителей, а не для самих гонщиков. (По крайней мере, так должно быть). Однако это не все. Эта отмена далась Николаю Пелешку куда сложнее, чем можно было бы предположить.
Дело в том, что по задумке, именно эта гонка должна была стать родоначальницей. А именно первой из будущих традиционных, проводимых как дань памяти ЕМУ – тому человеку, благодаря которому и родилась на свет вся эта автоспортивная дисциплина в Украине. Естественно, мы о говорим о Сергее Григорьевиче Пелешке, который так скоропостижно ушел от нас, в начале 2020-го года. 



Напомним, что «Автоспидвей» не только появился на свет исключительно по задумке Сергея Григорьевича, но и потом проводился на протяжении почти 20 лет, пусть и с некоторыми перерывами, тоже только усилиями одного этого Человека!
Именно Пелешок в свое время зарегистрировал и торговую марку «Автоспидевей», который в итоге получил свое официальное название - Национальная лига «Автоспидвея», - чем не украинский NASCAR?!



Даная дисциплина вполне официально так именуется и сегодня, помимо этого обладая наивысшим статусом с точки зрения автоспорта на национальном уровне, а именно - Чемпионата Украины. И будем надеяться, что «Автоспидвею» суждено прожить еще не один десяток лет. Тем более, когда его знамя подхватил родной брат Сергея Григорьевича, заручившись поддержкой многих людей, кому также не безразлична эта дисциплина... 
Не менее символично и то, что не только на первый год с момента ЕГО ухода, но и поныне, Чемпионат Украины по трековым гонкам также официально проводится «Памяти Сергея Пелешка». И вот эта осенняя гонка в Ровно, в той самой колыбели «Автоспидвея», должна была стать первой, также официальной именовавшейся бы «Гонкой памяти Сергея Пелешка»… 



Увы, но и в этот раз, как и два года назад на ЕГО похоронах, эпидемиологические ограничения внесли свои коррективы. Тогда траурная процессия прошла там же, на Мототреке в Ровно, но, естественно абсолютно пустом и с минимальным количеством людей, провожавших в последний путь Сергея Григорьевича…
Естественно, Николай Пелешок не хотел, чтобы гонка «Памяти Сергея Пелешка» прошла также, при пустых трибунах – это действительно было бы неправильно во всех смыслах! Ведь она проводилась бы не для «галочки», и не только «за ради» зачетных очков и мест на подиуме… Тем не менее, она должна была стать еще и Финалом Чемпионата Украины по трековым гонкам – то есть решающей! И его отмена, скажем так, все же оставила некоторые «бы». Как обычно – обо всем по порядку.

А завязывалось все так интригующе!

Финал Чемпионата Украины по трековым гонкам действительно ожидался большинством участников с большим нетерпением. Причиной тому являлась интригующая турнирная таблица, сложившаяся после шести проведенных этапов. Главное, оставался открытым вопрос с судьбой чемпионского звания! И тут, как ни странно, но в лидеры вышел вовсе не главный фаворит этой дисциплины, коим последние пару лет являлся Андрей Яроменко. 
После двух уверенных побед на первых двух этапах, которые принимал мототрек в Червонограде, с самого начала сезона пальму первенства Национальной лиги «Автоспидвея» захватил Анатолий Гудков.



Интересно, что ранее Анатолий не имел никакого автоспортивного опыта, за исключением работы механиком в команде Ровненского Автомобильного Клуба, однако несколько лет назад он решил попробовать свои силы и за рулем.
Заработав по 14 очков в двух первых раундах, в остальных четырех Гудков хотя больше и не побеждал, неизменно подымался на подиум – по два раза на вторую и третью ступени. И тут не лишним будет напомнить, что в отличие от всех остальных дисциплин, в «Автоспидвее» как таковые места на подиуме не имеют практически никакого значения!



Дело в том, что в своем роде трек является уникальной дисциплиной, так как в ней все до единого заработанные очки на самих этапах идут в актив пилотов. При этом в отличие от других, тут не применяется формула с отбрасыванием худших результатов по ходу сезона. 
Иными словами, даже один балл за третье место в каком-нибудь из отборочных заездов любого из этапов посреди сезона может стать решающим. И история «Автоспидвея» знавала случаи, когда в итоге судьбу чемпионского титула решал лишь один зачетный балл! 



Так что вопрос заключался не в самих подиумах Гудкова, а в том, что он продолжал уверенно собирать очки, трижды заработав по 13, и лишь на предпоследнем (как казалось на тот момент) этапе взяв «всего» 10. Визави для Анатолия все же стал никто иной, как Андрей Яроменко - 2-кратный и действующий Чемпион Украины по треку.
На первых двух этапах черкасчанина несколько подводит его Citroen. Правда, хотя он и не смог подняться на подиум, тем не менее, Андрей уезжает из Червонограда с немалыми 17 очками. 



Более того, Яроменко берет реванш уже на следующих двух этапах, которые также проходили на настоящем мототрековом стадионе, теперь уже в Вознесенске. Андрей не только выигрывает их, но и зарабатывает на каждом из них по 17 очков, сокращая свое отставание от Гудкова до всего трех баллов!
Однако на 5-м этапе, который проходил на совершенно новой дорожке, проложенной рядом с Косивым, его «француз» снова подводит Яроменко и ему удается заработать лишь 5 очков, тогда как Гудков берет 13! 



У себя дома, в Черкассах, Андрей реваншируется - побеждает, зарабатывая 15 баллов, вновь сокращая свое отставание от лидера до всего 6 очков.
Главный фаворит трека последних нескольких лет смотрел с оптимизмом на грядущий решающий этап. Но, увы. Как уже было сказано, виду введения «красной зоны» с самыми строгими карантинными мерами, судьбоносной гонке в Ровно не суждено было состояться. 



Собрав 71 балл против 77 у его главного конкурента, Андрей Яроменко так и остался вторым, тогда как Чемпионом Украины по трековым гонкам стал, и более чем заслуженно, Анатолий Гудков.

И все же - не совсем «бы»!

Естественно, Андрей был расстроен отменой Финала Чемпионата Украины по трековым гонкам и активно ратовал за его проведение, пусть даже и без зрителей, что теоретически было возможно. Тем более, что недопуск последних на трибуны стадиона в Ровно не являлся проблемой, так как обычно «обилечивание» тут происходит всего на одних воротах, а других доступных для обычного зрителя входов, собственно, и не существует.
Более того, где-то даже символично, но предпоследний этап в Черкассах, который в итоге оказался финальным, так и проходил – без болельщиков. 



Причем в том случае вопрос заключался вовсе не в карантинных мерах, а в том, что местный организатор, кем является все тот же Андрей Яроменко, в этот раз попросту решил не приглашать зрителей и провел ту гонку, что называется, исключительно для самих участников… 
Вполне объяснимо, что лидера этой дисциплины последних нескольких лет интересовали вовсе не ровненские болельщики, а возможных титул, который стал бы для него третьим, причем подряд! 



И, естественно, для самого Андрея, равно как и для его болельщиков, отмена Финала Чемпионата Украины по трековым гонкам останется как своего рода «бы» на всю оставшуюся жизнь! В смысле – а если бы он состоялся. Однако тут стоит отметить один нюанс, который понятно, что не на 100%, но все же развеет это самое «бы».
Напомним, что трековая дисциплина действительно во многом является уникальной для автоспорта, и не только ввиду специфики подсчета очков. В «Автоспидвее» имеется еще несколько уникальных в своем роде нюансов, совершенно не присущих ни одной из других автомобильных дисциплин.



К примеру, только тут имеется термин «запасной», однако не он интересует нас сейчас. А то, что в треке испокон веков было разрешено использование чужого автомобиля!
Иными словами, если у участника во время гонки ломается его машина, он имеет полное право продолжить выступление на чужой! Естественно, при условии, что найдется таковой, кто будет готов одолжить свой автомобиль сопернику. И именно так происходило в прошлом, и не редко. Более того, история знает случаи, когда в решающий момент при отказе и второго автомобиля, этому пилоту одалживал свой еще один участник!



Да, на сегодня во многом «Автоспидвей» поменялся. Индивидуализм в нем, как и в повседневной жизни, все больше берет верх и последнее время подобных случаев самого настоящего товарищечества и взаимовыручки не наблюдается. Увы. Тем не менее, такая возможность вполне официально остается и по сей день.
Все это мы к тому, что нам достоверно известно - откажи его VW Golf, Гудкову как минимум свой автомобиль предоставил бы Николай Пелешок. Причем его «Гольф» не только не уступает, но даже превосходит в техническом плане своего более возрастного собрата Анатолия.



Более того, откажи и «немец» Пелешка, своего земляка выручили бы и другие представители Ровно, предоставив ему свои автомобили. 
Так что говорить о том, что на решающем этапе лидера мог бы постигнуть сход ввиду отказа техники не доводится! В случае поломки его собственной машины, Гудков все равно продолжил бы выходить на старт до последнего своего заезда! Ну а «при прочих равных», даже для главного фаворита, коим без сомнения являлся Яроменко, отыграть 6 очков на одном этапе в треке представляется маловероятным.



По ходу этого сезона Андрею лишь на двух этапах удалось опередить своего главного конкурента на 4 очка и еще один раз на три. Так что в реалии это «бы» с несостоявшимся Финалом действительно останется не более чем «бы», которое вряд ли могло бы материализоваться в реальной жизни… Вернемся и мы к ней. А точнее к подведению итогов, где, правда, тоже не обойдется без своих «бы»!

Не без своих «бы»…

Позади двух лидеров турнирное положение к концу очередного сезона «Автоспидвея» тоже складывалось довольно интригующим. Правда, не в том, что касается «бронзового» призера. Как раз с ним никаких «бы» не оставалось. Несмотря на то, что и его подводила техника, причем дважды, включая как потом выяснилось и на решающем финальном этапе, третьим год более чем уверенно закончил Андрей Сапужак.



Залогом успеха львовянина, как и для Гудкова, стало уверенное начало с парой подиумов в Червонограде. 
Несмотря на некоторое противоречие со снятыми очками на первой гонке в Вознесенске, Сапужак смог подняться на третью ступень подиума на следующий день, после чего и вовсе победил на довольно коварной новой «дорожке» в Косиве, впервые принимавшей «Автоспидвей».



Заработанные там 15 очков, даже при всего 6 баллах в Черкассах, где на Ford Escort Андрея начала «барахлить» КПП, обеспечили ему сумму в 56 «пунктов».
Иными словами, пройди Финал Чемпионата Украины по трековым гонкам в Ровно, Сапужак все равно никак не смог бы вмешаться в борьбу лидеров. Равно как и самого Андрея уже никто не мог настигнуть математически. Отрыв львовянина от ближайшего составлял 15 очков, которые являются эквивалентом победы. 



Ближайший из преследователей Сапужака, кем стал Тарас Квачук, не только не побеждал по ходу сезона, но и не смог ни разу подняться на подиум. Зато он «брал» стабильностью, собрав в итоге 41 балл, тоже, по сути, заранее обеспечив себе четвертое место, имея отрыв от ближайшего из соперников в 10 очков.
Отыграть их даже при его хорошо подготовленном «Гольфе», у Николая Пелешка вряд ли бы получилось. На счету ровненчанина осталась пара вторых мест по ходу сезона и с 31 баллами он закончил год пятым.



Именно тут, начиная с пятого места, все оказалось более чем плотно, и как раз для всех этих пилотов отмена завершающей гонки Национальной Лиги «Автоспидвея» оставила немало «бы».
Лишь два балла Пелешку уступил Владимир Квачук, в свою очередь опередив всего на 4 Ярослава Крищука, на счету которого осталось 25 очков. Пожалуй, именно для этого юного пилота из Луцка отмена финального этапа стала не намного менее «обидной», чем для Андрея Яроменко.

 

Напомним, что после двух вторых мест на открывающем уик-энде в Червонограде, уже на следующем у Крищука «летит» двигатель, причем в прямом смысле слова – «капитально». Ярослав смог восстановить машину только к последней гонке сезона, которая в итоге так не состоялась. 
А в том, что скорости Крищуку не занимать – мало, кто сомневается! И как раз Ярослав несомненно бросил бы вызов своим соперникам, возможно, имея все шансы закончить год выше седьмой строки, на которой он в итоге так и остался. Понятно, что все эти места не являются призовыми и никакой реальной, так сказать, юридической разницы они не имеют. Тем не менее…



Позади Крищука 8-м сезон закончил ветеран «Автоспидвея» Игорь Потапчук, собравший 17 очков. Только 4 балла ему уступил дебютант Виталий Костенюк, в свою очередь опередив на три Александра Потапчука. 
Сын Игоря в итоге остался на десятой строке турнирной таблицы, опередив всего на пару очков Игоря Говдуна и на три Ирину Сикорскую. 



Двух представителей Черновцов разделил лишь один балл, тогда как позади них, но уже только с тремя очками, год закончил еще один их земляк – Александр Медведь.
С двумя баллами турнирную таблицу Чемпионата Украины по трековым гонкам замкнула другая пилотесса - Валерия Билоус, правда, выступившая всего на паре этапов.



В отличие от Ирины, занимающейся автоспопртом порядка двух десятков лет и регулярно стартующей в автокроссе, для Валерии, представляющей Черкассы, этот сезон стал дебютным не только в треке, но и в профессиональном автоспорте в целом…

… и тут тоже не без них

Помимо взрослых участников, уже несколько лет как Национальная Лига «Автоспидвея» открыла свои треки и для детворы, выступающей на кроссовых мини-багги и соревнующихся сразу в двух возрастных подгруппах. С учетом малого количества стартовавших, в обоих из них Чемпионат Украины считается официально несостоявшимся. Тем не менее, это не значит, что тут не наблюдалось своей борьбы и интриги. Более того, по крайней мере, в одной из двух подгрупп тоже остались свои «бы». 

 

Так в младшей из них – 1ЮМ – после двух побед на открывающих этапах лидерство захватил Артур Гнатович. Однако пальму первенства у него перехватывает Богдан Марущак.
После трех подряд вторых мест, во второй половине сезона именно он выигрывает оставшиеся три этапа, доводя свою сумму до 59 очков.



Тем не менее, все эти три раза Гнатович становился вторым, уступая лидеру всего 7 баллов. Увы для Артура, но с отменой последнего этапа эта разница оказалась решающей… 
Третьим в младшей подгруппе год закончил Глеб Маслечко. В итоге он набрал в два раза меньше очков, нежели второй призер, при этом опередив всего на 5 Татьяну Яроменко. А вот в старшей подгруппе никаких «бы» не осталось и в помине.



Василий Марущак выиграл на всех без исключения этапах, собрав увесистую сумму в 82 очка. Шутка ли, но она почти в два раза превзошла ближайшего из его преследователей! Самое интересное, что им оказался младший брат Василия – Богдан. 
Младший Марущак вторил старшему, на пяти из шести этапов став вторым, в итоге собрав 45 баллов. Самое интересное, что третье место среди старших также занял пилот из младшей подгруппы, а именно Артур Гнатович. 



Но и тут отставание в 15 баллов от серебряного призера не оставила никаких «бы», тогда как четвертой и тут стала Яроменко, собравшая 9 очков. В заключении вернемся к более глобальным «бы».
Да, пусть Финал Чемпионата Украины по трековым гонкам не состоялся. Тем не менее, в уходящем году прошло 6 из 7 запланированных этапов, причем с довольно впечатляющей географией их проведения, включая дебют трассы в Косиве.

 

Жаль, что в календарь Национальной Лиги «Автоспидвея» по-прежнему не входит Киев, но на то имеются свои причины. 
Попросту состояние дорожки мототрека Автодрома «Чайка» на сегодня уступает даже временным трассам, таким как в Черновцах или том же Косиве. Так что болельщикам лишь остается надеяться на ее восстановление… 



Что же до следующего сезона, то и без гонки в Столице, фанаты трека могут смотреть с оптимизмом на его будущее.
Профильный комитет ФАУ этой дисциплины практически полностью сменился, где на смену Андрею Яроменко в качестве его главы пришел Николай Пелешок с практически целиком новой командой. По плану нового комитета «Автоспидвей» должен вернуться к своим истокам, а именно на настоящие трековые стадионы, на которых и должна будет пройти львиная доля этапов сезона 2022.



Что же, будем надеяться, что за зимой не только наступит неизбежная весна, но вместе с морозами отступит и эта проклятая пандемия, которая наконец-то перестанет диктовать всем нам свои условия жизни, включая и проведение соревнований. Будем смотреть на будущее с оптимизмом! Но, какие бы козни она нам не строила, будущее у «Автоспидвея» есть, и он по-прежнему будет проводиться памяти Сергея Григорьевича Пелешка!…



Вячеслав Щербина
Фото участников

Додати коментар

Ви повинні увійти, щоб додати коментар. Реєстрація безкоштовна!